Храм Троицы Живоначальной в Макарье, Кирове (Троицкий храм; Свято-Троицкая храм)

Вид объекта: ХрамКонфессия: ПравославиеЯзык: Язык богослужения - церковнославянский
Приходский Троицкий храм был заложен в 1768 г. артелью каменщиков из Хлынова, возглавляемой Никитой и Данилой Горынцевыми — черносошными крестьянами «Вологодского наместничества Устюжской области Двинской трети Ярокульского стану деревни Онисовой».

В артель входили П. Тупасов и В. Швецов, ставшие позднее опытными мастерами, работавшими по самостоятельным подрядам. Взнос, позволивший начать строительство, поступил из церковной казны соседнего Волковского прихода. Организацией работ и заготовкой материалов руководил церковный староста отставной вахмистр Василий Трушков.

В 1772 г. построили тёплую часть храма, которую разместили в трапезной, и освятили два престола: южный — в честь Иконы Богородицы «Взыскание погибших», и северный, посвященный Макарию Унженскому. Главный Троицкий престол был освящён после окончательного возведения храма в июле 1775 г.

Основное достоинство Троицкого храма, придающее ему исключительную архитектурную значимость. — выразительная цельность художественного облика. Небольшая палатка-усыпальница, тактично пристроенная в 1875 г. по проекту инженера-архитектора А.С. Андреева, не нарушила стилевого единства памятника. По своей объёмной композиции храм относится к постройкам ярусного типа, получившим широкое распространение на Вятке в 60-80-е г. XVIII в.

Эти памятники отличает наличие двух световых восьмериков, установленных на двухъярусном четверике собственно храма. Сохранилась и первоначальная колокольня, стройный восьмигранный столп которой соединён с храмом пониженным объёмом трапезной. На сочетании близко постатейных вертикалей храма и колокольни формируется запоминающийся силуэт памятника. Композицию довершает пятистенный алтарь. примыкающий к восточной стене четверика. Барочная трактовка фасадного декора имеет ярко выраженный местный колорит. Он появляется в рисунке оконных наличников с сандриками в виде «бровок», в встроенных колонках с «барашками» миниатюрных волют на капителях, оформляющих углы четверика, в кирпичных лепестках розеток, глубоких «ширинках», резных балясинах, украшающих стены.

В июле 1940 г. служба в храме была прекращена, после чего здание переоборудовали под сельский клуб. В результате фрагментарной реставрации, проведённой Кировской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1976 г. по проекту архитектора Л.Д. Лапкиной (Москва) фасадам памятника была возвращена первоначальная полихромная окраска, просуществовавшая до 1988 г. В конце 1980-х г. храм передали приходской общине.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна