Своя Третьяковка
В Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка русского искусства второй половины XIX — первой половины ХХ века из собрания А.Н. Володчинского.
Владельцы коллекций бывают разные. Одни прячут свои сокровища за семью замками, наслаждаясь искусством в одиночестве. Другие предпочитают показывать картины на выставках и в музеях. Коллекция Володчинского впервые предстала на суд зрителей в Пушкинском музее и пробудет здесь до 6 сентября. В пяти залах Отдела личных коллекций разместилась лишь толика собрания Александра Наумовича. Тем не менее эта дебютная экспозиция получилась очень достойной, все картины — музейного уровня. «Мы хотели добиться ауры Третьяковской галереи», — сказала куратор Наталья Борисовна Автономова. Удивительно, но в залах хорошо уживаются полотна совершенно разных жанров. По словам куратора, секрет кроется в том, что все картины собраны с большой любовью и вкусом.
Действительно, все имена в экспозиции — «старожилы» Третьяковки: Александр Киселев, Алексей Боголюбов, Виктор Васнецов, Исаак Левитан, Иван Айвазовский, Василий Перов, братья Константин и Владимир Маковские, Илья Репин, Александр Осьмеркин, Александр Дейнека, Александр Тышлер, Натан Альтман… Кроме эстетического наслаждения полотнами русских мастеров, посетителя ждут приятные открытия и сюрпризы, поскольку некоторые авторы предстанут в новом аспекте. Так, небольшой пейзаж зимнего Московского Кремля оказывается картиной… баталиста Василия Верещагина, а большое историческое полотно, посвященное судебному процессу по делу о сдаче Порт-Артура, принадлежит кисти пейзажиста Николая Дубовского. В корабле «Марсельеза» тоже не сразу угадывается рука Александра Тышлера, а белесый «Пейзаж с парусником» Исаака Левитана напомнит скорее живопись Архипа Куинджи, нежели привычные публике полотна певца русской природы. Небольшой картон маслом с изображением комнаты князя Трубецкого написан Василием Поленовым, а ведь при первом взгляде кажется, что это Павел Федотов…
Отдельный зал отдан братьям Маковским. Особенно много здесь Владимира Маковского, писавшего сценки из городской жизни 1900-х годов. Художник иронично и тонко изображает своих персонажей, относясь к ним все же по-отечески тепло. Как и у Павла Федотова, все бытовые зарисовки Маковского, по сути, целые рассказы, в которых угадывается и место действия, и статус героев, которым сам автор сочувствует, и, конечно, мораль… В картине «Деспот семьи» Владимир Маковский иронизирует по поводу стиля жизни некоторых собратьев по цеху. Он изобразил художника, который пишет большое полотно, заставляя позировать всех домочадцев — от старика до младенца. А в картинах «На выставке» и «Интервью» многие любители искусства сегодня узнают будни столичных вернисажей.
Есть на выставке и портреты кисти Ильи Репина, Константина Сомова и Константина Маковского. Графические портреты драматурга Эжена Ионеско, созданные рукой Юрия Анненкова, и шарж на режиссера Всеволода Мейерхольда, сделанный Николаем Кульбиным. А рядом с ними одно из последних приобретений Александра Володчинского — рисунок Натана Альтмана «Спящий Михоэлс».
Ссылки по теме
Александр Володчинский собирает живопись вот уже более 25 лет. Как говорит сам коллекционер, к собирательству он шел тернистым путем, хотя его интерес к искусству возник еще в юности благодаря учителю музыки, рассказывавшему не только о музыкантах, но и о художниках той или иной эпохи. Поэтому сначала Володчинский покупал альбомы живописцев, которые его интересовали. Когда появилась возможность, стал приобретать полотна. Любая коллекция отражает интеллект владельца, его пристрастия и вкус. Предпочтения Александра Володчинского менялись: одно время его интересовали авангардисты и импрессионисты, позже он увлекся реалистическим направлением в живописи. Сегодня главным для него является ощущение: «Если покупаешь картину и видишь в ней только живопись, это не работает. Это должно перейти все в какую-то иную стадию, когда она тебя трогает, притягивает», — рассказал коллекционер.