В Москве и Нижнем Новгороде пройдут концерты музыки Шнитке
В 2024 году в России отмечают 90-летие со дня рождения композитора Альфреда Шнитке. В честь памятной даты в разных городах страны пройдут концерты, организованные Союзом композиторов России, которые будут посвящены памяти композитора.
25 августа в Нижегородском театре оперы и балета в рамках фестиваля «Современная музыка. Шостакович. Мейерхольд. Шнитке» состоится концерт «Шнитке в Горьком». Первую симфонию Шнитке исполнит Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Федора Леднева. Концерт станет исторической реконструкцией события, произошедшего 50 лет назад: 9 февраля 1974 года в городе Горьком (прежнее название Нижнего Новгорода) под управлением Геннадия Рождественского состоялась мировая премьера Первой симфонии Альфреда Шнитке. По желанию композитора в программу вошла и Прощальная симфония Йозефа Гайдна, фрагменты из которой он включил в свое сочинение.
Первую симфонию… я сыграл в городе Горьком (ныне — Нижнем Новгороде), поскольку руководители филармоний Москвы и Ленинграда тогда отказались это сделать. Вот поехали мы в Горький, где с местным оркестром сыграли эту симфонию. Там был ажиотаж совершенно невероятный… Туда люди приезжали из Москвы на автомобилях на репетиции и на концерты. А когда состоялось исполнение, появились две рецензии. Одна — панегирическая, вторая — ругательная. Одна — что перед нами гений, другая — что его посадить бы не мешало.
Из воспоминаний Геннадия Рождественского
16 сентября в англиканском соборе Святого Андрея в Москве ансамбль Intrada исполнит «Стихи покаянные» Альфреда Шнитке — шедевр русской духовной музыки XX века и одно из сложнейших хоровых произведений. «Стихи покаянные» для смешанного хора без сопровождения Шнитке написал в 1987 году и посвятил тысячелетию Крещения Руси. Впервые «Стихи» были исполнены в 1988 году Государственным камерным хором Министерства культуры СССР под управлением Валерия Полянского. «Стихи покаянные» — это взгляд композитора конца XX века на покаяние как константу христианского самосознания.
В храме я попадаю в такую обстановку, где я как бы незримо в страшно густой толпе: все, кто в этом храме за сотни лет перебывали, незримо остались там. И я это ощущаю. С одной стороны, это исключает возможность лгать самому себе или другим. Или притворяться. С другой — это обостряет всегда живущую в человеке тоску.
Альфред Шнитке
Смотрите также