Мамуре
Этот спектакль режиссер Борис Львов-Анохин (при участии режиссера Алины Казьминой) поставил в 1979 году специально для легендарной актрисы Елены Гоголевой, к 60-летию ее службы в Малом театре и в преддверии ее 80-летия. Спектакль имел небывалый зрительский успех и, по мнению многих специалистов, просто воскресил Гоголеву-актрису. Вскоре после премьеры Елена Николаевна получила травму, которая сильно ограничила ее в возможности самостоятельно передвигаться, но это досадное обстоятельство отнюдь не заставило ее отказаться от работы. «Мамуре» с Гоголевой в главной роли шел на сцене Малого театра 20 лет! Актриса играла 106-летнюю даму, не вставая с кресла, и каждая сцена с ее участием неизменно сопровождалась горячими овациями.
Пьесу французского драматурга Жана Сармана «Мамуре» перевела на русский язык Ксения Куприна — дочь Александра Куприна, актриса. В 1958 году она вернулась в Россию из эмиграции, поступила на службу в Театр им. А.С. Пушкина, но практически не была востребована. Играла в массовке, а параллельно переводила французские пьесы. «Мамуре» не назовешь образцом высокой драматургии, это комедия с элементами мелодрамы, а порой и водевиля. Но по части ролей она — просто находка для театра с большой труппой, с большим возрастным диапазоном актерского состава. Именно таков Малый театр: в нем знаменитые «старухи» делят сцену с выпускниками Щепкинского училища. Звездой «Мамуре» была, конечно, Елена Гоголева, но играли в этом чрезвычайно многонаселенном спектакле и другие звезды Малого театра: Татьяна Панкова и Евгений Весник, Виталий Соломин и Евгения Глушенко.
Многочисленных членов клана Муре заботит предстоящий юбилей бабушки Селины (Елена Гоголева). Почтенная дама — достопримечательность маленького города, в котором многие посты занимают ее дети и внуки. Живет она в доме одного из внуков — жадного трактирщика Антуана Муре (Евгений Весник), при ней неотлучно находятся ее 80-летний сын Эспри (Константин Мякишев) и 75-летняя дочь Элоиза (Татьяна Панкова). Юбилей обещает стать большим городским праздником, и ушлый трактирщик Антуан надеется заработать на нем как можно больше денег. Все думают, что бабушка Селина уже ничего не соображает. Что ее можно использовать как марионетку, на благо семейной славы и бюджета. Но не тут-то было. Мамуре (таково семейное прозвище Селины Муре) решает праздновать юбилей по-своему, а попутно еще помогает правнучке выйти замуж за любимого человека.
Гоголева играет Мамуре, сидя в кресле, но мизансцены выстроены таким образом, что всякий раз она оказывается как бы в обрамлении других действующих лиц — как портрет в раме. В этом и любовь, и огромное уважение к знаменитой актрисе. Звучный голос Гоголевой разносится с такой силой и четкостью, что ему могут позавидовать молодые коллеги. Ее Селина — рисковая старушка с отменным чувством юмора. Настал тот день, когда она может себе позволить все что угодно — если родственнички не удовлетворят ее желаний, она устроит какой-нибудь конфуз в ходе официальных торжеств. Так, ее главным желанием становится поход в цирк. В город как раз прибыла труппа шапито. Никто и не знал, что старейшина огромного семейства, благопристойная Селина Муре, была в молодости влюблена в циркача. Сегодня она отправится в цирк, вдохнет запах опилок, услышит рыканье львов, увидит пестрые наряды клоунов и акробатов. Но кроме воспоминаний о любви, Селину ждет еще один сюрприз: нынешний директор цирка — внук того самого циркача, ее возлюбленного. Красивый и мужественный Франкер (Виталий Соломин) всего несколько часов в их городке, но уже успел произвести впечатление на местных девушек. Влюбилась в него и тихая Мари-Жозеф (Евгения Глушенко), дочь трактирщика Антуана, невеста какого-то кузена (такое правило сложилось в клане Муре — женить детей на своих, чтоб капитал семьи не расползался). Франкер тоже увлечен скромной девицей, но робеет — ведь она невеста другого.
Тут в дело вступает бабушка Муре. Когда-то давным-давно она упустила свое счастье, дала деду Франкера уйти. Теперь, когда ей за сто, она осознает, что дни с любимым циркачом были самыми яркими в ее жизни. И потому ее долг — уберечь любимую правнучку от тоскливого брака с очередным Муре. Старуха прибегает к уговорам и уловкам, по очереди обрабатывает то Мари-Жозеф, то Франкера. Но главное сражение, которое ей предстоит выиграть, это оглашение помолвки в присутствии всей семьи. Скупердяи Муре в бешенстве: одна из их девиц бросает одного из их женихов! И уходит с циркачом — что может быть ужаснее для репутации зажиточного буржуазного семейства… Взбунтовавшуюся бабушку-интриганку пытаются объявить сумасшедшей, но у юбилярши в запасе есть много неожиданных тайн и компромата! Невинный шантаж старушки дает влюбленным возможность пожениться и отправиться со своим цирком в путь, подальше от сонного городка, где тон задают Муре.
«Мамуре» Бориса Львова-Анохина — веселый и изящный спектакль, гимн жизнелюбию и способности рисковать. Эти свойства оказались присущи не только героине пьесы Сармана, но исполнительнице главной роли, великой актрисе Малого театра Елене Гоголевой.