Принцесса Турандот
«Благодарный за высокую художественную радость, за чудесные достижения, за благодатную смелость при разрешении новейших театральных проблем, за украшение имени Художественного театра» — эти слова написал Владимир Иванович Немирович-Данченко на своей фотографии, которую отослал Евгению Вахтангову 7 апреля 1922 года, в ночь после того, как посмотрел спектакль «Принцесса Турандот».
28 февраля 1922 года премьера «Принцессы Турандот» в 3-й студии МХТ стала истинным рождением Театра им. Е. Вахтангова (по факту это произошло через несколько лет).
Это простая, незатейливая сказка Карло Гоцци 1762 года о любви принца Калафа к принцессе Турандот. В Пекине жила жестокосердная красавица Турандот. Ее любви добивались женихи со всего мира. Но она ненавидела мужчин, каждому жениху загадывала загадки, которые невозможно было разгадать, и отправляла их на смерть. И лишь отважный князь Калаф смог доказать ей, что не боится даже смерти. Он готов на все, лишь бы добиться ее любви… Карло Гоцци охарактеризовал свое произведение так: «Театрально-трагическая китайская сказка». Спектакль ведут четыре маски итальянской комедии дель арте: Бригелла, Труффальдино, Тарталья и Панталоне.
Бригелла — представитель простого народа, выходец из Бергамо, он отличается чувством юмора и остроумием и в то же время простоватостью. Он хитер, находчив, умеет интриговать, обманывать. В постановке 1922 года его играл Освальд Глазунов, ученик Е. Вахтангова (двадцать лет служил актером, потом стал директором этого же театра, в конце войны был арестован, погиб в лагере в 1947 году).
Труффальдино — расторопный слуга, устраивающий судьбу господ и свою собственную так же, как и Бригелла из Бергамо. Их связывает больше, чем общая «родина», про таких говорят «два сапога — пара»… Труффальдино играл Рубен Симонов, будущий руководитель театра на протяжении многих лет. Именно он в 1963 году восстановил данный спектакль.
Тарталья — чиновник на государственной службе: он может быть судьей, полицейским, аптекарем, нотариусом, сборщиком налогов и т. п. Забитый, робкий, всегда заика, его фирменный трюк — это борьба с заиканием, в результате чего серьезный монолог, например на суде, превращается в комический поток непристойностей. В этой роли Евгений Багратионович видел только великолепного Бориса Щукина. Все его помнят как одного из лучших исполнителей роли В.И. Ленина в советском кино.
И наконец, Панталоне — как правило, он является центром интриги и всегда остается жертвой кого-либо. Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом. Играл его «крепкий вахтанговец» Иван Кудрявцев.
Без этой «гвардии», которая постоянно ходит, разговаривает то между собой, то с залом, то комментирует события, то рассказывает сюжет, то вдруг обсуждают самую злободневную политическую новость, то ругается между собой и так далее, сюжет спектакля был бы неполным. Тексты интермедий, комментарии для персонажей дель арте, загадки в первом спектакле написал Николай Эрдман. Один из сценаристов фильмов «Веселые ребята», «Волга-Волга» и еще около 50 других, автор пьесы «Мандат» и «Самоубийца» и еще десяти других хороших пьес, прошел сполна по всем «этапам» 1930–50-х. Успех, запреты, большая любовь, арест, лагерь, борьба любящих людей за его жизнь, поселения, реабилитация, попытка снова «быть»… В мужестве этому человеку не откажешь.
И еще: в первом спектакле актеры не играют сюжет сказки Гоцци, они играют актеров венецианской труппы, которая ставит спектакль «Принцесса Турандот». Это вносило дополнительную интригу, которая делала спектакль «многоярусным».
Если добавить, что Турандот играла красавица Цецилия Мансурова, а Калафа — Юрий Завадский, то понятно, почему этот спектакль стал символом целого поколения. Он имел феноменальный успех. По воспоминаниям очевидцев, на представлениях зрители забирались от восторга на спинки кресел. Присутствовавший на репетициях спектакля К.С. Станиславский передал умирающему Вахтангову, что «тот может заснуть победителем».
Возобновленный Рубеном Николаевичем Симоновым в 1963 году спектакль «Принцесса Турандот» имел такой же невероятный успех. Он шел на сцене театра 20 лет, и все эти годы билеты достать на него было проблематично. В этой постановке была утеряна линия «венецианского театра», актеры всерьез играли историю «жестокой Турандот», но что вытворяли персонажи дель арте… Автор этих строк в разное время смотрела спектакль, и каждый раз тексты «гвардии» были другие, очень злободневные, иногда даже «очень сатирические», на грани фола. Сам состав — лучше нельзя предложить зрителю: Николай Гриценко (Тарталья), Михаил Ульянов (Бригелла), Юрий Яковлев (Панталоне), Максим Греков (Труффальдино).
Юрий Владимирович Яковлев вспоминал об этой постановке так: «Задача масок в спектакле Вахтангова была определена как комментаторская. Они обсуждают события сюжета, попутно развлекая публику и общаясь с ней, обязательно привлекая современные темы, которые у всех на слуху. Нам надо было, сохраняя характерность масок комедии дель арте, произносить текст на такие темы. Это оказалось самым сложным, потому что многие юмористы, которых пытался привлечь к работе Рубен Симонов, не могли попасть в тон спектакля. Но все-таки, взяв что-то у юмористов, что-то привнеся сами, мы нащупали нужное». По словам Юрия Владимировича, в создании образа Панталоне ему помогал Аркадий Райкин, на дочери которого Яковлев был женат какое-то время.
Роль принцессы Турандот исполняла Юлия Борисова. Мне кажется, что пройдет много десятилетий, а может быть, и больше времени, но ее имя в истории искусства России будет всегда связано с это ролью. Юлия Борисова стала кумиром своего поколения, сыграв Гелену в спектакле «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина. У нее было много, очень много и блистательных, и очень достойных ролей, но ей повезло, что случились эти три…
Принц Калаф — Василий Лановой. И говорить нечего… До сегодняшнего дня на Арбате зрители на все спектакли, в которых участвует Василий Семенович, спрашивают «лишний билетик».
Говорят, что дважды нельзя ступить в одну и ту же воду, но Театру им. Е. Вахтангова это удалось благодаря спектаклю «Принцесса Турандот».