Фильмы братьев Люмьер
Изобретателями кино принято считать Луи Жана и Огюста Люмьеров. На самом деле успешные опыты в области создания движущихся изображений проводились задолго до 1895 года, когда состоялся первый киносеанс. Да и самих «первых в истории публичных кинопоказов» на 1895 год пришлось несколько — как в Европе, так и за океаном. Однако титул первопроходцев навечно закрепился именно за братьями-французами. Справедливости ради стоит сказать, что именно им удалось на своей фабрике создать аппарат, который мог не только запечатлевать на плёнку события продолжительностью чуть более 50 секунд, но и проецировать отснятый материал на экран. Камера Люмьеров была лёгкой и мобильной, поэтому её запатентованное в феврале 1895 году название «синематограф» стало наименованием целого направления в искусстве.
28 декабря в Париже в салоне «Гран Кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый коммерческий сеанс. С тех пор именно эта дата считается днем рождения кино.
Кинопрограмма состояла из десяти зарисовок бытового характера: «Кормление младенца», «Выход рабочих с фабрики Люмьер» (известно, что для этого фильма Люмьеры делали несколько дублей, заставляя рабочих заходить в ворота фабрики и снова выходить, предвосхитив такое явление, как документальная реконструкция), «Вольтижировка» и т. д.
Самого знаменитого фильма Люмьеров на первом сеансе не было. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» появился в программе несколько дней спустя, но впечатление зрителей было настолько сильным, что возник миф, будто этот фильм стал первым показанным на экране. Сеансы в то время проводились без тапёра, в полной тишине. Чёрно-белое движущееся изображение на экране — и всё.
Коммерческий успех изобретения был огромен, и Люмьеры быстро наладили сеть распространения картин по всему миру. В выбранную точку отправлялся оператор с камерой и библиотекой фильмов. На месте он снимал людей и достопримечательности, потом устраивал сеансы, где показывал и привезённый материал, и только что отснятый. Таким образом, оператор не только привлекал зрителей, но и пополнял люмьеровскую коллекцию фильмов, которая через два года существования синематографа составляла порядка 750 короткометражек. В крупных городах Люмьеры устраивали большие премьеры, куда приглашались все влиятельные люди.
Инструменты кинематографа постоянно совершенствовались, а вместе с ними вырабатывался и своеобразный киноязык. Первые тревеллинги (камера, установленная на плывущей гондоле), панорамы, необычные ракурсы открывали новые выразительные возможности. Стало понятно, что если быстрее или медленнее крутить ручку камеры при съёмке, то можно достигнуть комического или драматического эффекта. Есть фильмы, в которых уже присутствует монтаж: машина несётся на человека, а после едва заметной склейки видно, как уезжающее вдаль авто оставляет за собой бездыханное тело. Иногда ролики после демонстрации в прямой проекции показывались задом наперед — под безудержный смех публики.
Появились первые «парадные» сюжеты — коронации, награждения, официальные приёмы, и техника их съёмки уже мало отличалась от современного телевидения. Операторы Люмьеров приезжали и в Россию, ими даже была зафиксирована давка на Ходынском поле во время коронации Николая II, но полиция арестовала плёнку.
Типичная кинопрограмма в 1897 году выглядела так: «Малыш учится ходить», «Гонки на электроколясках из Парижа в Бордо», «Вид с гондолы в Венеции», «Атака австрийских уланов», «Пятьдесят девятая улица, напротив Центрального парка», «Вид рядом с Южным Кенсингтоном, Лондон», «Рыбный рынок в Марселе, Франция», «Немецкие драгуны скачут через заграждения», «Бой снежками в Лионе, Франция», «Негритянские артисты танцуют на улицах Лондона», «Соревнования по бегу в мешках между рабочими фабрики «Люмьер и сыновья», «Лион», «Купание Минервы, Милан, Италия».
Инженеры и коммерсанты, Люмьеры мало ценили свое изобретение, считая его дешевым аттракционом, который вот-вот надоест публике. В 1897 году Люмьеры прекратили производство и демонстрацию фильмов, продали фильмотеку и вернулись к своей основной профессии — работе с фотоаппаратурой и фотоплёнкой.