Остров сокровищ
«Остров сокровищ» — настоящий клад довоенного кинематографа СССР. Раритетный образец режиссерской работы не достигшего еще своего 30-летия Владимира Вайнштока, автора «Детей капитана Гранта» (1936), а много позже «Всадника без головы» (1973). Сказочным образом мастер превратил одноименный роман Роберта Льюиса Стивенсона из беспристрастной приключенческой истории в ленту, полностью выполнившую все идеологические требования советских цензоров. Главные идеи здесь — «мировая революция» и «классовая борьба», а вовсе не порицание пиратских козней, как в книге. Изданная Стивенсоном в 1883 году, уже через три года она была переведена на русский язык, и только у нас в стране была переиздана более 100 раз. Не экранизировать сказку, которая лежала под подушкой каждого ребенка в стране, амбициозный Вайншток не мог.
1796 год. Ирландские повстанцы борются за освобождение от всемогущей Англии и отступают под натиском британцев. Юного доктора Лайвеси воины оставляют на лечение в небольшой гостинице — хозяйке и ее дочери, красавице Дженни. Покоренная с первого взгляда девушка день и ночь выхаживает лекаря. Вскоре в отеле появляется новый постоялец — ушлый Билли Бонс, который скрывается от преследования своих коллег-пиратов. У Бонса имеется карта с обозначением места, где хранятся сокровища знаменитого пирата Флинта. Заветный документ попадает в руки Дженни и Лайвеси; влюбленные намерены отыскать клад, а на эти деньги купить для повстанцев оружие и боеприпасы.
Отважную Дженни сыграла Капитолина Пугачева. Звездой советского кино она никогда не была. На ее счету всего одна роль, кроме главной женской в «Острове сокровищ» («Екатерина Воронина», 1957). Зато в театре Пугачева была настоящей примой (спектакли Ленинградского ТЮЗа «Конек-Горбунок», 1922, «Похождения Тома Сойера», 1924, «Антигона», 1926).
Ее возлюбленный, доктор Лайвеси, — фаворит режиссера Вайнштока Михаил Царев («Горе от ума», 1952, «Пигмалион», 1957, «Доходное место», 1981).
Билли Бонса сыграл актер с исконно русской внешностью — Николай Черкасов («Всадники ветра», 1930, «Наследный принц Республики», 1934). Казалось, он никак не подходил на роль лихого пирата, но на пробах артиста утвердили с первого дубля.
Сценарий фильма Вайнштока повторяет сюжет книги Стивенсона не больше, чем наполовину. Например, никакой девушки Дженни в первоисточнике не было, вместо нее в схватку с пиратами вступал юнга Джим. Лайвеси в книжной версии — убеленный сединами старик, а в советской экранизации — совсем молодой доктор. Некоторые из таких несовпадений приближают пиратскую сагу скорее к жанру комедии.
После Вайнштока «Остров сокровищ» на киностудии имени Горького снова экранизировал режиссер Евгений Фридман, поставивший в 1971 году свой фильм по сценарию, созданному совместно с Эдуардом Дубровским. Спустя 10 лет, в 1982 году, на киностудии «Ленфильм» режиссер Владимир Воробьев создал уже трехсерийную телевизионную версию «Острова сокровищ», в которой снялись лучшие актеры семидесятых: Олег Борисов, Валерий Золотухин, Николай Караченцов, Ольга Волкова.