Друг мой, Колька!
Фильм сложного жанра школьной драмы стал дипломной работой режиссеров Александра Митты (мастерская Михаила Ромма, ВГИК) и Алексея Салтыкова (мастерская Сергея Герасимова, ВГИК). Выбор не был случайным. К моменту выхода картины на экраны одноименная пьеса Александра Хмелика с успехом шла на сцене Центрального детского театра.
История «тихого троечника», противостоящего косности и формализму в школьной среде, в постановке Анатолия Эфроса не оставляла равнодушным ни только что повязавшего красный галстук пионера, ни прошедшего обе мировые войны ветерана. Главный режиссер Центрального театра Советской Армии Алексей Попов, однажды посмотрев спектакль, так оценил игру актеров: «Их могут переиграть только собаки! Настолько они естественны и правдивы».
Стремление сделать экранизацию столь же правдивой, как и ее театральная первооснова, стало для молодых режиссеров отправной точкой в работе. Митта и Салтыков сделали ставку на сценарий, написанный Александром Хмеликом, и на актеров Центрального детского театра, неоднократно преображавшихся в своих героев на театральных подмостках. На ключевые роли отрицательных персонажей были приглашены Антонина Дмитриева (Лидия Михайловна Иванова, старшая пионервожатая), Людмила Чернышева (Нина Александровна Новикова, председатель родительского комитета). Вообще актерскому ансамблю, собранному молодыми режиссерами, наверное, мог бы позавидовать любой мэтр. В фильме снимались Анатолий Кузнецов (Сергей Руденко, отрядный пионервожатый), Юрий Никулин (Вася, шофер), Савелий Крамаров (Вовка Пименов по кличке Пимен). Роль хулигана Пимена Крамаров, кстати, считал одной из лучших в своей карьере.
В школе, где работает Лидия Михайловна Иванова, кажется, царит тишина и образцовый порядок. Но это только на первый взгляд: за регулярно проводимыми сборами скрывается формализм, равнодушие и скука. Старшая пионервожатая не любит ни детей, ни свою работу. Она поощряет только лесть и карьеризм. Колька Снегирев и его друзья, пытаясь противостоять рутине, организуют «тайное общество троечников». «Мстить зубрилам и выскочкам!» — таков их девиз. Неконтролируемая активность ребят вызывает раздражение и сопротивление со стороны пионервожатой, а также формальных лидеров из совета дружины и родительского комитета. Сергей Руденко, отрядный пионервожатый, понимает, насколько равнодушны пионерские руководители к проблемам ребят. Стремясь поддержать благородные порывы Кольки и его друзей, он организовывает ремонт списанного автомобиля и предлагает отправиться на нем всем классом на Кавказ. Колька впервые в жизни чувствует искреннюю заинтересованность его проблемами и тянется к Сергею, превращаясь из бездельника в целеустремленного парня. Когда хулиганы угоняют отремонтированный автомобиль, Колька, рискуя жизнью, вступает с ними в борьбу…
Дипломная работа студентов ВГИКа получила премию кинокритики и премию на Лондонском международном кинофестивале. А также стала одним из самых успешных фильмов в советском прокате начала 60-х годов. За один только 1961 год фильм «Друг мой, Колька!..» посмотрели 23 миллиона зрителей.
Лекция о фильме «Друг мой, Колька!»
Лекторы: кинокритик Кирилл Разлогов, актер Роман Маякин, сценарист Анна Родионова.