Нанук с Севера
Нанук, то есть «Медведь», — охотник, который со своей семьей ведет первобытный образ жизни, кочуя туда, где можно найти пищу. Летом он ловит рыбу, зимой — охотится на немногих животных, обитающих среди вечной мерзлоты.
Фильм считается одним из первых в истории документального кино. Его автор, Роберт Флаэрти, американец из ирландской семьи, работал геологом в Канаде в районе Гудзонского залива. Будучи поклонником фотографии, в 1913 году приобрел любительскую кинокамеру и начал снимать эскимосов. После нескольких лет работы Флаэрти создал картину, но она ничем не отличалась от большинства документальных повествований о первобытных народах. Во время монтажа пленка воспламенилась, и почти весь материал сгорел. Флаэрти решил снимать новый фильм, из которого впоследствии возник «Нанук с севера».
Подход к новому фильму Флаэрти выбрал особый. Он устроил среди эскимосов настоящий кастинг и долго подбирал эскимоса на «роль» главного героя, а потом также долго искал ему экранную жену.
Роберт Флаэрти не стал снимать, как живут реальные эскимосы: в современных домах, понемногу спиваясь, меняя пушнину на спиртное. Он предложил Нануку пожить так, как жили его предки совсем недавно. Фактически, речь шла о реконструкции быта, но экстремальные условия такой реконструкции, грозившие смертью и автору фильма, и его героям, позволили добиться на экране предельной аутентичности.
Флаэрти ставил камеру и снимал целый ряд дублей, позволяющих максимально эффектно изобразить охоту, рыбалку, постройку иглу, кормление собак, передвижение на лодке и т. д. Часто он жертвовал документальностью ради кинематографичности. Например, чтобы снимать внутри иглу, пришлось строить жилище в два раза больше настоящего, а потом разбирать половину стены, и когда камера показывает пробуждение семьи Нанука внутри, оно происходит фактически на улице, в лютый мороз. Флаэрти регулярно показывал своим героям отснятый материал, чтобы они понимали, какого результата нужно добиваться на экране.
По своей сути, «Нанук с севера» — романтическое произведение, воспевающее человека, победителя Природы, который, тем не менее, живет с ней в абсолютной гармонии. Метод съемки Флаэрти называют «длительным наблюдением»: в общей сложности десять лет (включая работу над неудавшимся фильмом) Флаэрти собирал материал об эскимосах и жил с ними бок о бок. Метод драматургии Флаэрти принято называть «слегка намеченный сюжет»: режиссер составляет точный план действия, создает для него обстоятельства, но дальше предоставляет герою действовать так, как тот бы действовал в реальной жизни. О методах Флаэрти спорят. Ряд исследователей отказывают «Нануку» в праве считаться документальным фильмом. Но подавляющее большинство историков кино признают «Нанук с севера» первым шедевром документалистики, образцом того, как документальный фильм может быть искусством.
«Нанук с севера» вышел на экраны в 1922 году и остается одним из самых успешных и известных документальных фильмов за всю историю кино.