Бал
Этторе Скола появился на свет в семье врача, практиковавшего в небольшом итальянском городке на юге Италии. Из развлечений в в этом захолустье было лишь кино, которое показывали на центральной площади всего два раза в год. Остальное время мальчик наблюдал за соседями и отцовскими пациентами, накапливая в памяти самые разнообразные житейские ситуации и запоминая любопытные человеческие типажи. Это умение наблюдать и подмечать, видеть характеры пригодилось Этторе во взрослом будущем: Скола известен как автор 90 отличных сценариев и постановщик 39 картин. Фильм «Бал», созданный на основе одноименного спектакля известного театрального режиссера Жана-Клода Пеншена, — пожалуй, самая известная работа режиссера.
Действие фильма происходит в парижском танцзале и растянуто на полстолетия — с 30-х до 80-х годов прошлого века. Картина состоит из шести новелл, которые метафорично, с помощью музыки и танца рассказывают о самых значимых событиях европейской и французской истории: Народный фронт, Вторая мировая и немецкая оккупация, освобождение Парижа, война в Алжире, студенческие волнения мая 1968 года.
В каждом эпизоде параллельно разыгрывается несколько драматических миниатюр в исполнении двенадцати пар — актеров, которые принимали участие и в спектакле Пеншена, и которые, танцуя, расскажут о судьбах 140 различных персонажей. Эпизоды обрамлены прологом и эпилогом, относящимися к современности, 1983 году.
Меняются эпохи, мода, власть, на смену одним стилям приходят другие: вальс или фокстрот, танго или рок-н-ролл, твист или диско. Время и его приметы в фильме Скола отображены схематично, но максимально точно. Каждому историческому периоду соответствует музыка и танцы того времени, продуманы детали костюмов, отточены манеры, пластика передает принятое тогда поведение в обществе.
Аллюзия — основной художественный прием, который использовал Скола в своем фильме. Он будит воспоминания, освежает впечатления о давно минувших временах. Фильм пестрит многочисленными реминисценциями, отсылающими зрителя к классике французского кино и эстрады. Например, в одном из персонажей безошибочно угадываются киногерои легенды французского синематографа Жана Габена (Мишель Ван Спейбрен).
Кинохореографический «аттракцион» Этторе Скола был отмечен многими наградами. В том числе тремя «Сезарами», «Серебряным медведем» Берлинского кинофестиваля и сразу четырьмя призами David di Donatello Awards, которого многие называют «Итальянским Оскаром». Кроме того, «Бал», в котором актеры не произносят ни одного слова, был выдвинут на премию «Оскар» в номинации «Лучшая картина на иностранном языке».