История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
История создания фильма
В свое время, когда фильм только вышел, «Историю Аси Клячиной», или «Асино счастье», было принято считать настоящим режиссерским провалом Андрея Кончаловского. Фильм пролежал на полке 20 лет. Но тем не менее рассказ про наивную и простую Асю Клячину — фильм очень важный, ювелирно, мастерски вскрывающий всю простоту и одновременно всю сложность человеческих отношений.
Сценарий фильма был написан сценаристом-дебютантом Юрием Клепиковым. Кончаловский познакомился с ним еще в 1964 году на съемках своего дипломного фильма «Первый учитель».
Позже о задумке создания этого Андрей Сергеевич вспоминал следующим образом: «Когда я начинал «Асю Клячину», подумалось: «А что если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере?» Что и получилось. Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи».
Актерский состав
Для работы над картиной на пробы Кончаловский практически не приглашал профессиональных артистов. В фильме в основном снялись жители села Безводное Горьковской области, где проходили съемки. Жители села привнесли в фильм не просто типажи — но и свои судьбы, бездну горечи и тоски.
И только три профессиональных актера находились на съемочной площадке. Среди них была исполнительница главной роли — Ия Саввина. Приглашая на эту роль Саввину, Кончаловский не скрывал, что хотел бы, чтобы эту роль сыграла именно она. Обязательное соцветие киноактеров, актерские звездные дуэты того времени, которые было принято снимать в советских фильмах, Кончаловский называл «киноколхозом». Они были лишними в его задумке. Саввину он поселил в обыкновенную избу — одну из многих, стоявших в этой деревне. В этой избе когда-то жил обычный деревенский житель по фамилии Клячин.
Всех остальных персонажей Кончаловский в буквальном смысле собирал по городам и весям. Он отправил ассистентов искать актеров. И эти поиски увенчались успехом: в Суздале в клубе самодеятельности нашли электрика Геннадия Егорычева. Татуировки Ленина и Сталина на груди, которые потом показаны в фильме, были у него самые настоящие. За время съемок он умудрился трижды жениться, каждый раз закатывая шумные свадьбы.
Особенности фильма
Съемки были очень непростыми. Снимать обычных людей с одной камеры было трудно, новоиспеченные артисты поневоле начинали что-то изображать, пытались играть свою роль. А этого Кончаловскому совсем не хотелось. Поэтому Андрей Сергеевич принял решение снимать с трех камер, словно осторожно подглядывать за своими персонажами. Так местами картина стала документальной хроникой жизни советского села с долгими монологами жителей о жизни, о фронте, о войне.
Фильм вышел на экраны в 1967 году, был показан худсовету и… лег на полку. Ия Саввина вспоминала: «Многие сцены советское начальство требовало вырезать. Например, всю роль деда Тихомира. Я, разговаривая с Кончаловским по телефону, сказала: вырежь меня до кадра, всю абсолютно. Но не трогай деда! Потому что это — счастье».
В широкий прокат фильм вышел только в 1987 году и был с восторгом принят зрителями. А в 1994 году Кончаловский снял фильм «Курочка Ряба» — своеобразное продолжение «Аси Клячиной…». Главную роль в этом фильме исполнила Инна Чурикова, Саввина отказалась наотрез, отметив, что в этот раз сценарий Кончаловского кажется ей издевательством над народом и ее пугают такая фальшь и гротеск.
Лекция о фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
Лекторы: кинокритики Лариса Малюкова, Кирилл Разлогов, актриса Дарья Мороз.