История создания фильма
«Семеро смелых» — редкий фильм, жизнь которого началась на полях газетной заметки. В 1932 году в газете «Комсомольская правда» был опубликован призыв организовать комсомольскую зимовку в активно осваиваемом тогда Заполярье. Автором призыва был Константин Званцев — большой друг и сокурсник молодого режиссера, который только-только входил в кинематограф, Сергея Герасимова.
Именно эта статья легла в основу сценария, который Герасимов написал в соавторстве с молодым тогда писателем Юрием Германом. Киноповесть о русских комсомольцах-полярниках должна была стать одним из самых масштабных проектов советского кинематографа. Так и случилось. Фильм «Семеро смелых» покорил телезрителей и открыл дверь в большое кино одному из самых талантливых режиссеров, Сергею Герасимову.
С самого начала вся съемочная группа сделала ставку на правдоподобность, и поэтому съемки картины были совершенно сопоставимы с теми событиями, которые она описывает. Съемочный процесс проходил в Заполярье, на островах Баренцева моря, в Хибинах, в бухте Тихой у побережья острова Гукера в Архангельской области. Все участники съемок жили в самых суровых походных северных условиях, максимально приближая свой быт к быту собственных персонажей.
Позже Герасимов вспоминал: «Почти все приключения, послужившие сюжету «Семеро смелых», в той или иной мере были пережиты работниками коллектива в процессе постановки картины». И это действительно было так, вплоть до настоящего покорения вершин Эльбруса. Эта съемочная экспедиция длилась целый год, и временами и актеры, и режиссер совершенно забывали, что они снимают фильм, им казалось, что это так надо — жить всем вместе на Крайнем Севере, справляясь с ежедневными трудностями и при этом радуясь каждому дню. Работали по 18 часов в сутки, перетаскивая в экстремальных условиях тяжеленную аппаратуру иногда на 10–15 километров от базы. Но все эти труды не пропали даром. Картина «Семеро смелых» — это, безусловно, новое слово в кинодраматургии Советского Союза.
Актерский состав
Среди актеров в основном преобладали студенты киноотделения Ленинградского института сценического искусства. Все они были учениками Герасимова, который начал преподавать актерское мастерство еще в 1931 году. Почти ни у кого из них не было опыта работы, но они были молоды, талантливы и полны энтузиазма.
Но снимались в фильме и корифеи — опытные актеры, на счету которых было немало картин. Так, Герасимов снял в фильме свою жену, Тамару Макарову; своего давнишнего приятеля, актера Олега Жакова; актера Театра Мейерхольда Николая Боголюбова и ставшего популярным после съемок в фильме «Великий утешитель» Ивана Новосельцева. Пригласил Герасимов и своих бывших студентов из Техникума сценических искусств: Петра Алейникова, Андрея Апсолона и Ивана Кузнецова. Команда собралась большая, с разным уровнем подготовки и разным кинематографическим опытом, но каждому участие в этой картине принесло всесоюзную славу.
Интересные факты
Так как фильм «Семеро смелых» был первым опытом звукового кино для Сергея Герасимова, он уделил очень много внимания музыкальному сопровождению фильма. Так родилась мелодия «Лейся, песня, на просторе», которая несколько раз звучит в самом фильме, а позже, с немного измененным текстом, прочно пошла в репертуар Леонида Утесова.
Премьера картины состоялась 4 марта 1936 года, а в 1937 году на Международной выставке декоративных искусств в Париже Сергею Герасимову был вручен Почетный диплом.
Жизнь картины «Семеро смелых» оказалась яркой, интересной и настолько долгой, что уже в 1975 году ее полностью отреставрировали, чтобы она и дальше радовала поклонников.
Лекция о фильме «Семеро смелых»
Лекторы: режиссер Кирилл Папакуль, кинокритик Артем Сопин, актриса Карина Мишулина.