Дерсу Узала
Книга о Дерсу Узала, по воспоминаниям тех, кто работал с Акирой Куросавой, заинтересовала японского режиссера еще в 1930-е годы. Но на заре кинокарьеры будущий классик отказался от идеи экранизации во многом потому, что понимал: снимать фильм надо непременно в тех местах, что описаны в романе.
Полудокументальное повествование по итогам путешествий по Уссурийскому краю, Приамурью, к плато Сихотэ-Алинь и истокам сибирских рек было опубликовано в начале ХХ века. Военный топограф Владимир Арсеньев отправился в 1902 году с экспедицией в Приамурье с целью составить подробную карту, изучить флору, фауну и этнографию российского Дальнего Востока. Проводником Арсеньева в уссурийской тайге стал одинокий охотник Дерсу Узала, непревзойденный следопыт, познакомивший исследователя и его спутников с законами выживания в условиях дикой природы. Дерсу называл себя по происхождению гольдом (нанайцем). Ему удалось завоевать уважение и дружбу русского офицера-географа и дважды спасти его — во время урагана и при сплаве по горной реке. Пять лет спустя Арсеньев вернулся в Приамурье с новой экспедицией и увидел, что его проводник постарел и стал терять хватку. Однажды Дерсу подпустил слишком близко тигра, выстрелил, но не убил, а лишь ранил хищника. Для охотника это стало дурным предзнаменованием, он начал ощутимо терять зрение и силы. Арсеньев уговорил старика переехать в Хабаровск и жить с его семьей. Но, несмотря на заботу друзей, Дерсу так и не смог приспособиться к городскому укладу, коль скоро в большом городе нельзя построить юрту, развести костер и стрелять без того, чтобы тебя не задержала полиция.
Другая важнейшая тема <…> — это дружба между Арсеньевым и Дерсу. Эти две темы — «Человек и природа» и «Человек и человек» — будут проходить через весь фильм. Я умышленно не хочу делать картину излишне драматичной, делать акцент на приключенческой стороне сюжета. Мне просто хочется по возможности спокойно, тихо, оставляя зрителю простор для раздумий, сделать фильм о двух людях, внешне непохожих друг на друга, о том, как возникла и крепла их дружба, о мире природы, который их окружает«.
Таежный житель попросился обратно, в те места, к которым привык. Арсеньев на прощание подарил Дерсу винтовку. Позже он узнает, что, по-видимому, из-за этой винтовки охотник, так и не добравшись до своего леса, был убит беглым каторжником. Вскоре и могилу Дерсу стало почти невозможно найти из-за развернувшегося в тайге строительства и лесозаготовок.
В научных кругах и географических обществах высоко оценили труды Арсеньева, но с художественной точки зрения его заметки признаны едва ли не большей ценностью. Автору удалось заострить внимание на проблеме вмешательства человека в дикую природу и создать живой, пронзительный образ того, кто обладает редким, исчезающим в условиях цивилизации умением и мудростью жить в согласии и единении с естественной средой.
Вернуться к замыслу выразить на экране этот гуманистический посыл Акире Куросаве довелось лишь в начале 1970-х, в очень непростой для него период. Коммерческие провалы его картин на родине и трудности с поиском средств на новые проекты довели режиссера до попытки самоубийства. Акира-сан не был уверен, что хочет продолжать работу в кино. Но его японским друзьям и продюсерам удалось договориться о совместной постановке с киностудией «Мосфильм». Куросава всегда с большим уважением относился к русской культуре, экранизировал Достоевского и Горького, а теперь ему выпала возможность уехать на съемки в Сибирь почти на полтора года.
Нам приходилось постоянно пользоваться зеркалами, ловить просветы в листве, отыскивать места, куда проникают солнечные лучи. Но стоило только солнцу скрыться за облаком, как все блики пропадали, зелень угасала и нам приходилось перетаскивать всю технику и искать новые точки.
С наступлением осени работа пошла живее и интереснее. Листва опала, в тайге стало светлее. Деревья приобрели разнообразную, неожиданную окраску. Жаль только, что осень здесь короткая».
Соавтором сценария Куросавы к этому фильму стал знаменитый советский писатель Юрий Нагибин. Музыку к фильму написал Исаак Шварц. На роль Дерсу японский мастер выбрал тувинского актера Максима Мунзука. Арсеньева сыграл Юрий Соломин.
Картина имела большой успех в международном прокате, в том числе и кассовый, получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», главный приз Московского кинофестиваля и другие награды.