Работавший во времена глухого застоя и жесточайшего цензурного пресса, ленинградец Илья Авербах снял семь полнометражных картин: «Степень риска», «Драма из старинной жизни», «Монолог», «Чужие письма», «Объяснение в любви», «Фантазии Фарятьева», «Голос», каждую из которых можно назвать выдающейся и каждую из которых отличает масштабность поставленной проблемы, безукоризненный вкус и точность режиссерской пластики.
Благими намерениями вымощена дорога в ад… Молодая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко) берет под свою опеку девятиклассницу Зину Бегункову (Светлана Смирнова), девочку из неблагополучной семьи. Добрая женщина от чистого сердца хочет окружить подростка заботой и теплом, поделиться любовью. Но своевольная, бескомпромиссная и беспринципная школьница сама берется за перевоспитание мягкосердечной интеллигентной преподавательницы и делает ее жизнь невыносимой.
Ошибочно было бы трактовать «Чужие письма» как очередную ленту о трудных подростках, проблемах школьной жизни и переходного возраста. Картина куда глубже. Сценарист Наталья Рязанцева и режиссер ставят перед зрителями глобальные и вечные вопросы. Картина становится тонкой психологической драмой, в которой сталкиваются два мира — идеалисты и народившиеся прагматики.
Авторы чутко уловили отзвуки грядущих тектонических сдвигов в сознании отдельных людей и всего социума, признаки перемен, начавших происходить в середине 70-х прошлого века в «развитом социалистическом обществе». «Чужие письма читать нельзя» — в какой момент эта непреложная аксиома подверглась сомнению и превратилась в тест, проверку на нравственную прочность и зрелость…
Весьма символичен финальный кадр фильма, когда вдаль переулка уезжает нагруженный антикварной мебелью и картинами, антикварной жизнью грузовик, с которого ребята кричат Вере Ивановне: «Догоняйте нас!..». Сам того не зная, Авербах, ушедший из жизни в 1986 году на заре перестройки и не увидевший катастрофической трансформации, казалось бы, незыблемой страны, чутко предугадал эпоху «грядущего хама», которая наступит всего через полтора десятка лет. Аристократия духа окажется не в чести, на смену ей уже идет новое поколение, которое не считает зазорным читать чужие письма.
Для второкурсницы Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии Светланы Смирновой роль Зиночки стала дебютной. В то время преподаватели учебного заведения не разрешали студентам сниматься в кино до получения диплома. Начинающая актриса пошла на осознанный риск и дала согласие на участие лишь потому, что съемочный период выпадал на летние каникулы. В результате молодая актриса получила приз редакции журнала «Советский экран» в категории «За лучший актерский дебют» на IX Всесоюзном кинофестивале во Фрунзе.
Заметны в картине и работы Олега Янковского и Ивана Бортника. Майя Булгакова — непревзойденный мастер эпизодических ролей, предстала в аморальной роли матери-алкоголички, заключенной в тюрьму.
Премьера картины состоялась 10 августа 1976 года. Фильм был благосклонно оценен критиками и нашел отклик у зрителей. За время проката «Чужие письма» посмотрели 10,6 млн зрителей. В том же году он стал обладателем специального приза жюри на I Международном кинофестивале в Неаполе. В 1980 году на IX Международном кинофестивале в Салониках картина завоевала главный приз — «Золотую богиню Нике».
Лекция о фильме «Чужие письма»
Лектор: Ольга Галицкая.