Живые и мертвые
История создания
Военная драма, экранизация одноименного романа Константина Симонова — один из немногих фильмов о войне, который снят по сценарию военного журналиста. Возможно, благодаря этому у зрителя и возникает ощущение какой-то пронзительной правдоподобности.
По советским меркам это была необыкновенно жесткая, местами даже жестокая картина. Но многие признавали, что эта жестокость была оправданной стремлением режиссера Александра Столпера передать войну не как приключение, захватывающий боевик, а как мрак, смерть и бесконечный ужас. Никакой военной романтики, никакого напыщенного патриотизма, только грязь, боль и смерть.
Интересной особенностью этого фильма является полное отсутствие в картине музыкального оформления. В фильме нет ни музыки, ни песен, только шумы. Повсюду звучат только звуки войны. Чудовищный грохот атаки, боя сменяется звенящей тишина передышки и голосом самого автора, который озвучил мысли персонажей.
Актерский состав
Снявшиеся в фильме актеры Олег Ефремов и Анатолий Папанов идеально воплотили столь непростой замысел режиссера. Оба выступают в довольно необычных для них амплуа, особенно Папанов, который до этого был известен скорее как комедийный актер. И мало кто знал, что Анатолий Дмитриевич всю жизнь стремился играть трагические, лирические образы вопреки установившемуся и крепко закрепившемуся за ним амплуа. Но после проб многих известных актеров выбор режиссера Александра Столпера все-таки пал на этих двух артистов.
Особенности съемок
Съемки проходили в основном на натуре во Владимирской области, павильонных съемок было мало. Внимательный зритель может заметить в одном из эпизодов Владимира Высоцкого, который даже произносит в фильме небольшую реплику.
Стремление к достоверности было настолько велико, что ради съемок картины было получено разрешение и была на самом деле взорвана церковь XIX века.
Как у любой военной хроники, а именно так называли эту картину ее создатели, в основе лежат только реальные события и реальные исторические личности. Так, прототипом военного фотокорреспондента «Известий» Мишки Вайнштейна был погибший в мае 1942 года в «Барвенковском котле» фронтовой друг Симонова — военный фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн, а прототипом комбрига Серпилина — командир 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса полковник Семен Федорович Кутепов.
В премьерный год картину посмотрели 41,5 миллиона человек. Лента занимает 80-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
В 1967 году Александр Столпер снял продолжение фильма «Живые и мертвые» — картину «Возмездие».
Лекция о фильме «Живые и мертвые»
Лекторы: режиссер Алексей Симонов, кинокритик Кирилл Разлогов, актриса Елена Папанова.