Первый в мире полнометражный звуковой фильм, совместивший актерскую игру и анимацию, вышел на экраны в 1935 году. Голливуду в то время подобное и не снилось. Основу сюжета составила первая часть романа Джонатана Свифта — пребывание Гулливера в стране лилипутов. А сценаристы Сигизмунд Кржижановский (в титрах не указан), Серафима и Григорий Рошаль с режиссером Александром Птушко переработали эту историю согласно духу времени.
Гулливер в картине действительно новый — пионер Петя Константинов, который во сне попадает в мир лилипутов.
Мир этот — художественная проекция дореволюционного прошлого страны, такого, каким его видел победивший рабочий класс. Фильм стал пародией на буржуазный строй с полным набором его реалий: глупый правитель, тайная полиция, несправедливые судьи и угнетенный рабочий класс. Под прицел сатиры попало даже «упадническое» буржуазное искусство. Нарочито пошлая песенка «Моя лилипуточка» явно должна была восприниматься как злой шарж на проникновенные ариетки Вертинского.
Все жители страны Лилипутии — куклы. На съемках фильма их было более полутора тысяч, в том числе глиняные куклы работы скульптора Ольги Таежной. При этом у каждой фигурки свое лицо. «Правящий класс» изображен в стиле сатирических плакатов той эпохи — уродливые лица, пузатые тельца и тоненькие ножки либо долгоносые, долговязые и кривые персонажи. Кинематографисты «наградили» верхушку общества не только странной внешностью и смешными жестами, но и обрядили их в нелепые костюмы, которые подчеркивают всю бесполезность и мелочность их существования. Король и свита носят наряды, стилизованные и под шестнадцатый, и под двадцатый век, смешно сочетая разные элементы. Рабочие чуть менее разнообразны, но более привлекательны. Они сделаны из одноцветного материала, хорошо сложены.
Многие сцены, в которых участвовали куклы и живой актер, снимались покадрово, как обычные анимационные фильмы. При этом артисту приходилось подолгу находиться в статичном положении, пока снимались фазы движения кукол. При озвучивании мультипликационной части фильма лилипуты говорили ускоренными голосами. Петя же, наоборот, изъяснялся нарочито медленно.
При помощи исполинского пионера Гулливера народ Лилипутии свергает тирана. «Какая жизнь большая», — говорит очнувшийся от сна Петя, пятнадцатилетний актер Владимир Константинов. Это была его единственная роль в кино. Через несколько лет юношу призовут в армию, он примет участие в Финской войне, потом уйдет добровольцем на фронт Великой Отечественной и погибнет за год до победы, весной 1944-го.
А вот судьба фильма Александра Птушко сложилась счастливо. Успех у зрителей был настолько громким, что кинематографистам и руководителям советской культуры стало ясно: пора создавать большое анимационное производство наподобие студии Диснея. Так уже через год после появления «Нового Гулливера» был открыт будущий «Союзмультфильм».
С большим успехом картина прошла не только в России, но и за рубежом. Фильм получил премию «За лучшую кинопрограмму» на 2-м международном кинофестивале в Венеции. «Новый Гулливер» понравился даже знаменитому Чарли Чаплину. А писатели Илья Ильф и Евгений Петров вспоминали в своей «Одноэтажной Америке»: «В ту самую минуту, когда мы подумали о том, как далеко мы теперь от Москвы, перед нами заструились огни кинематографа «Камео» на Бродвее. Там показывали советский фильм «Новый Гулливер».
Лекция о фильме «Новый Гулливер»
Лектор: Сергей Капков.