Аленький цветочек
Необычная экранизация известной сказки Аксакова, «услышанной им от ключницы Пелагеи». Режиссер Ирина Поволоцкая дополнила сюжет «Аленького цветочка» целым рядом важных подробностей о жизни героев. В ее фильме волшебница, заколдовавшая принца, из закадрового персонажа превращается в реальную героиню, а кроткая Аленушка с самого начала показывает свой стойкий характер.
В картине сохранился общий колорит аксаковской сказки: лубочная Русь, деревянные избы и добрый батюшка-купец, отправляющийся в путь. Дочкам своим купец обещает привезти подарки, и меньшая просит отца об аленьком цветочке, «которого бы не было краше на белом свете». Но Алена не просто просит привезти ей цветок, а сама всеми правдами и неправдами стремится отправиться за ним. Девушка исполнит свое желание, но, согласно классическому сюжету, только после возвращения отца, надев волшебный перстень чудища.
«Аленький цветочек» Поволоцкой вместил в себя два мира: живой русский и холодный европейский. Дворец чудища, в котором теперь живет волшебница, не сияет «ровно солнышко красное». Аксаковскому описанию сказочного терема режиссер предпочитает барочную помпезность и безжизненность. Когда-то в этом замке были балы и фейерверки, но теперь он пуст, тих, огромен и бесприютен. По коридорам кружатся осенние листья, а единственные его обитатели — колдунья и ее старый слуга — все время жалуются на скуку.
Строго говоря, колдунья уже давно разучилась ворожить. Все, что ей остается делать, − это раскладывать бесконечные пасьянсы, играть на клавесине и ждать, когда разрушатся ее собственные чары. А ведь когда-то у нее было доброе сердце, и она умела любить. И тут нельзя не пожалеть несчастную волшебницу. Сразу вспоминаются голливудские попытки оправдать сказочных злодеек: так в 2013 году на экранах появился фильм «Малефисента». С уверенностью можно сказать, что российский кинематограф реабилитировал злую колдунью уже в 1977 году.
Благодаря работе художников Константина Загорского и Берты Куратовой, а также мастерству оператора Александра Антипенко фильм приобрел свой особый стиль: общие планы, декорации, ненавязчивые спецэффекты — все на своем месте. Актерский состав в картине тоже выдающийся: купца играет Лев Дуров, а волшебницу — блистательная Алла Демидова. Роль чудища и принца исполняет Александр Абдулов, это его глаза мы видим сквозь паутину веток, которые скрывают лицо зверя, а прекрасную Алену сыграла дебютантка Марина Ильичева. Позже Ильичева появилась в фильме Евгения Шерстобитова «Не плачь, девчонка». Пока это единственные ее кинороли, зато уже много лет актриса успешно работает в Нижегородском ТЮЗе.
«Аленький цветочек» по праву занимает свое место в ряду знаменитых советских сказок, но его нельзя назвать исключительно детским фильмом: герои здесь чуть менее однозначны, а мораль не столь очевидна. Это тонкая картина, с особой поэтикой кадра и хорошо проработанными образами.