Корона Российской империи, или Снова неуловимые
Последний фильм трилогии Эдмонда Кеосаяна («Стряпуха», «Когда наступает сентябрь») о юных борцах с белогвардейщиной и бандитами. Первые два — «Неуловимые мстители» (1966) и «Новые приключения неуловимых» (1968). Премьера киноленты состоялась 13 декабря 1971 года.
На этот раз неуловимые — Валерка (Михаил Метелкин), Данька (Виктор Косых), Яшка (Василий Васильев) и Ксанка (Валентина Курдюкова) — отправляются на поиски Большой императорской короны, похищенной из Эрмитажа. По замыслу похитителей, среди которых давние противники мстителей атаман Бурнаш (Ефим Копелян), штабс-капитан Овечкин (Армен Джигарханян), полковник Кудасов (Аркадий Толбузин) и адъютант Кудасова поручик Перов (Владимир Ивашов), корона необходима для коронации в эмигрантских парижских кругах нового императора. Однако истинная цель, о которой знает только организатор аферы, расчетливый авантюрист месье Дюк (Андрей Файт), состоит в том, чтобы продать корону в Америку и обвинить большевиков в неспособности сохранить народное достояние. Несмотря на все интриги, мстители разрушают планы месье Дюка и возвращают корону в музей.
Приступая к съемкам «Короны…», Кеосаян был вынужден по разным причинам поменять ключевых игроков в своей слаженной команде. Для написания сценария третьей части приключений вместо Артура Макарова (в соавторстве с которым написан сценарий второго фильма) Кеосаян пригласил молодого Александра Червинского («Тема», «Братья Карамазовы»). Михаил Ардабьевский («Служили два товарища») заменил в качестве оператора-постановщика Федора Добронравова, снявшего первую и вторую части трилогии.
Увы, но получившийся в итоге фильм был встречен критиками довольно прохладно, хотя в нем задействован впечатляющий актерский состав. Вместе с Арменом Джигарханяном, Владимиром Ивашовым, Ефимом Копеляном, принимавшими участие в предыдущих фильмах трилогии, и уже упомянутого Андрея Файта Кеосаян пригласил Ролана Быкова (лысый «император»), Владислава Стржельчика (князь Нарышкин), Людмилу Гурченко (шансонетка Аграфена Заволжская). Нашлась роль даже для композитора Яна Френкеля, который сыграл роль гарсона Луи. Кстати, в списке исполнителей главных ролей отсутствует Ефим Копелян. По одной из версий, актер сам исключил свою фамилию из титров, не желая связывать себя с участием в картине. И этому есть объяснение: заключительный фильм трилогии оказался слишком прогрессивным для своего времени.
В отличие от предыдущих частей саги о неуловимых, новая работа Кеосаяна вызвала много споров. Сюжет был выстроен в первую очередь как последовательность трюковых сцен, многие из которых для неискушенного зрителя выглядели неправдоподобно, фантастически. Фильм называли буффонадой и даже обвиняли в воспевании «уголовщины». А вот зрители, в отличие от критиков, отреагировали куда теплее. По итогам проката 1972 года картина заняла третье место (всего ее посмотрело более шестидесяти миллионов зрителей), пропустив вперед только ставшие эталоном в своем жанре киношедевры «А зори здесь тихие…» и «Джентльмены удачи».