Белорусский вокзал
О чем фильм
Фильм о войне — и не только о ней. Фильм, снятый детьми войны Андреем Смирновым и Вадимом Труниным. У каждого из авторов — и у режиссера, и у сценариста — за плечами было собственное тяжелое детство, череда утрат и потерь и невероятное ощущение жизни как чуда. И всё это они сумели привнести в этот лиричный, немного грустный и невероятно светлый фильм.
Сама идея родилась в недрах популярной в 1960-х телевизионной передачи «Рассказы неизвестных героев», которую вел отец режиссера, бывший фронтовик Сергей Смирнов. Тысячи возвращенных народной памяти героических судеб, тысячи неизвестных героев — все это само собой ложилось в замысел режиссера. Название «Белорусский вокзал», с которого провожали на войну и встречали с войны советских солдат, тоже возникло как-то само собой — без споров, без мучительного выбора, как символ эпохи.
Актерский состав
С самого начала режиссеру было очевидно, что в фильме должны сниматься популярнейшие актеры того времени. Так сложился чудесный актерский ансамбль, основу которого составил Евгений Леонов — под него специально писалась роль, — а уже потом один за другим в картину были набраны остальные артисты: Алексей Глазырин, для которого эта работа стала последней в жизни (он умер через месяц после премьеры); Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Нина Ургант. Все вместе они сыграли бывших однополчан с невероятной достоверностью, проникающей в самое сердце зрителя.
Нина Ургант попала в картину вопреки всевозможным преградам. Сам режиссер изначально хотел снимать Ию Саввину, но она казалась героем совершенно другого романа в компании фронтовиков, в Госкино требовали Инну Макарову.
«Это было похоже на издевательство, — вспоминает Андрей Смирнов. — Начальство потребовало заменить Нину Ургант на Инну Макарову уже после того, как было отснято три четверти картины».
Но Смирнову требовалась женщина, которая излучает свет, и как бы тепло он ни относился к Инне Макаровой — такой женщиной он ее себе не представлял. И для того, чтобы отстоять свою актрису, режиссеру пришлось даже писать отказ от работы над фильмом. Только после этого кандидатура Ургант была утверждена и работа продолжилась.
Во время и после съемок
Съемки проходили в павильоне «Мосфильма», Москве и ближнем Подмосковье. Сам Булат Окуджава написал песню для этого фильма — «Десятый наш десантный батальон». Интересно, что Нина Ургант сначала отказывалась петь эту песню, ей казалось, что в фильме-воспоминании о войне звучание какой-то военной песни будет более уместно — «Синий платочек» Клавдии Шульженко. Но и режиссер, и Булат Окуджава настояли именно на «Батальоне». Песню записывали долго. Настроение актрисы передавалось и ее партнерам, и операторам, и всей съемочной группе. И только когда Ургант увидела, что все мужчины, игравшие с ней эту сцену, плачут над каждым словом, она спела так, что сцену сняли с одного дубля.
Песня эта обрела собственную жизнь, ее еще долго исполняли на различных концертах, творческих вечерах, вечерах памяти. На одном из таких концертов пожилой ветеран поднялся с задних рядов, упал в ноги Нине Ургант и горько заплакал.
«Белорусский вокзал» вышел в прокат 5 апреля 1971 года, и за первый год его посмотрели 30 миллионов человек. На фестивале в Карловых Варах картина была удостоена главного приза.
Такая популярность сильно удивила самих создателей картины: «Когда мы делали фильм, то не рассчитывали на такую долгую жизнь», — признавался впоследствии Андрей Смирнов. Все зрители отмечали великолепную игру актеров.
Лекция о фильме «Белорусский вокзал»
Лекторы: режиссер Алексей Симонов, кинокритик Никита Карцев, актер Максим Аверин.