Зеркало
История создания
«Зеркало» — фильм-притча, фильм-исповедь, снятый вопреки привычным законам. Насколько он тяжел и драматичен, настолько и легок, прозрачен. Мы все родом из детства, и как зеркало отражаем в своей жизни то, что в нас было заложено в детские годы.
Андрей Тарковский — один из величайших кинохудожников XX века — как никто понимал, что истоки человеческой жизни и души лежат за границами привычных представлений о мире. Его фильмы всегда законченные философские притчи. И даже в самые обычные сюжеты он умудряется вкладывать глубокое понимание сути явлений.
Первоначально сценарий фильма «Зеркало» был гораздо более конкретным и автобиографичным. Тарковский писал его вместе с Александром Мишариным в феврале 1968 года, положив в основу собственную драму детства — уход из семьи отца, поэта Арсения Тарковского.
В экспериментальной студии Павла Чухрая, где тогда работал Тарковский, сценарий был принят с радостью. Но вот председатель Госкино категорически отверг сценарий фильма, и съемки были запрещены. Тогда Андрей Тарковский принялся за «Солярис», а уже в 1972 году руководство сменилось, подул ветер перемен и режиссеру сказали, что он может снимать «что хочет». Тогда-то и началась настоящая работа над фильмом, носившим рабочее название «Белые дни»
Фильм «Зеркало» оказался своеобразной семейной работой. Лирическим лейтмотивом всей картины стали стихи отца режиссера — Арсения Тарковского, которые читает сам поэт. Пожилую мать сыграла мать режиссера — Мария Вишнякова. Жена Лариса Тарковская сыграла эпизодическую роль жены врача. Даже сам Андрей Тарковский появляется в фильме — правда, лица его не видно, в кадре появляются только руки — руки умирающего.
Актерский состав
Сыграла в фильме и любимая актриса Тарковского — Маргарита Терехова. Перед ней стояла сложная задача. Она должна была воплотить двух разных женщин — две разные эпохи. И с этой задачей она блестяще справилась. Роль же молодого отца режиссера сыграл Олег Янковский, причем никто на пробы Янковского не вызывал, как-то сразу было решено, что это его роль. И это было правдой.
Особенности съемок
Летом 1973 года в подмосковном Тучково Андрей Тарковский приступил к съемкам. И практически сразу картину покинул любимый и бессменный оператор Вадим Юсов. Причиной послужило его глубокое неприятие фильма «Зеркало». «Я внутренне не принял сценарий «Белых дней» («Зеркало»). Мне не нравилось, что, хотя речь в нем идет о самом Андрее Тарковском, на самом деле в жизни все было не так…» — объяснял он позже свой поступок. Работу на картине в качестве оператора-постановщика продолжил Георгий Рерберг.
Осенью съемки продолжились в павильонах «Мосфильма». И здесь художники-постановщики выстроили совершенно невероятные декорации. Был полностью воссоздан двор, посреди которого пиротехники разжигали самый настоящий костер. Хотя по технике безопасности это было строжайше запрещено.
Госкино принимало фильм пять раз. И каждый раз картина возвращалась с длинным-предлинным списком необходимых правок.
Но даже когда фильм приняли, ему присвоили только вторую категорию. То есть он вышел на экраны весьма ограниченным показом. Так, в Москве его показали только в трех кинотеатрах. А когда в Москву приехал представитель Каннского кинофестиваля, Андрей Тарковский был вынужден показывать ему фильм тайком. В Канны картина так и не попала, зато обрела любовь истинных ценителей кино по всему миру.
Лекция о фильме «Зеркало»
Лекторы: актеры Ирина Лачина, Егор Корешков, Юлия Такшина и Лариса Бравицкая, киновед Андрей Шемякин.