Мальтийский сокол
Частный детектив Сэм Спейд и его партнер по сыскному бизнесу Майлз Арчер принимают очередную клиентку. Женщина просит проследить за скользким типом по фамилии Терсби: якобы с ним сбежала ее младшая сестра, а девушку надо вернуть. Арчер соглашается, но той же ночью и самого сыщика, и того, за кем он следил, убивают. Полиция подозревает Спейда, который теоретически мог и защищать напарника, и убрать его, поскольку ранее крутил интрижку с его женой. Спейд тем временем находит вчерашнюю клиентку и убеждается, что роковая леди выдумала всю историю с сестрой, а Терсби был ее конкурентом в поисках золотой скульптуры сокола, реликвии мальтийских рыцарей, украшенной драгоценными камнями. В деле с соколом оказываются замешанными еще несколько темных, но весьма колоритных личностей; появляются и новые трупы. Детективу Спейду предстоит непростое расследование, ведь, чтобы разобраться, кто кого убил и почему, придется договариваться и торговаться с упрямыми охотниками за сокровищами.
Фильм поставлен по роману классика детективной литературы Дешиела Хэммета, причем весьма близко к первоисточнику. Хэммет сам когда-то служил в детективном агентстве Пинкертона, и ряд образов романа был списан с его бывших коллег. Но только не Сэм Спейд. Для автора этот мрачный циник, не лишенный благородства и чувства справедливости, явился вымышленным идеалом частного сыщика, к которому, как говорил сам писатель, никто из его реальных коллег по агентству не мог даже приблизиться. Фильм 1941 года был уже третьей экранизацией «Мальтийского сокола», однако впервые создатели кинопроизведения преуспели в том, чтобы максимально четко и тонко воплотить дух и букву жанра. Большая часть картины была снята из-за плеча Сэма Спейда, что позволяло зрителю смотреть на происходящее как бы глазами детектива. Единством стиля и содержания «Мальтийский сокол» задал высокую планку всем последующим образцам направления нуар — самого востребованного жанра в кино 1940-х. Будущий титан режиссуры, а тогда дебютант Джон Хьюстон тщательно готовился к съемкам и очень старался не превысить бюджет, дабы не вызвать гнев студии. Он продумал каждую сцену, каждый диалог, рассчитал каждый проезд камеры. В результате на финальном монтаже почти ничего не пришлось сокращать. Съемки велись последовательно, в соответствии с хронологией событий в сценарии, что очень помогло актерам в работе над экранными характерами.
Для Хамфри Богарта, прежде игравшего второстепенных героев, главным образом негодяев, роль Сэма Спейда стала новым этапом в карьере. После «Мальтийского сокола» будут главные роли в «Касабланке», «Долгом сне», «Сокровищах Сьерра-Мадре», «Африканской королеве» и других голливудских картинах из списка «лучших фильмов всех времен». Первая работа Богарта с Джоном Хьюстоном стала началом большой творческой дружбы, «Мальтийский сокол» создал актеру имидж. В этой связи любопытно, что в целях экономии средств на картину весь гардероб, костюмы для съемок, Богарт приносил из дома. А право его героя выпивать и курить в кадре, что вполне вязалось с характером детектива, пришлось совместно с режиссером долго отстаивать в спорах с продюсерами.