Апокалипсис сегодня
Один из самых известных — наряду с «Охотником на оленей» Майкла Чимино и «Взводом» Оливера Стоуна — антивоенных фильмов в истории кино, ставший эталоном для авторов, которые обращаются к теме вьетнамского синдрома и к теме войны и власти в целом. Вольная экранизация книги известного английского писателя Джозефа Конрада «Сердце тьмы».
Действие фильма происходит в 1969 году во Вьетнаме. Война в самом разгаре. Капитан спецназа Бенджамин Уиллард (Мартин Шин), измученный индокитайской жарой, виски и опостылевшим видом на ненавидимый им Сайгон, получает задание найти и уничтожить бывшего командира «зеленых беретов» полковника Курца (Марлон Брандо), который дезертировал и создал в камбоджийских джунглях свою собственную мини-империю, став кровавым богом местных дикарей. По мере продвижения вверх по Меконгу Уиллард, а вместе с ним и зритель, постепенно теряет ощущение реальности, а фильм из приключенческого превращается в экзистенциальную драму о темной стороне человеческой природы, об испытании человека войной и безграничной властью.
Написанная в 1902 году повесть Конрада давно привлекала взоры кинематографистов. В 1940 году новеллу «Сердце тьмы» пытался перенести на экран молодой режиссер Орсон Уэллс, но не получил достаточного для амбициозного проекта финансирования.
Да и сам Коппола не сразу решился занять на этом проекте режиссерское кресло, вначале предложив сесть в него своему юному коллеге Джорджу Лукасу, автору «Звездных войн». Но в результате Коппола не только выступил режиссером и соавтором сценария, но и полностью профинансировал проект, вложив в производство деньги, заработанные на первых двух частях «Крестного отца», имевшего оглушительный успех.
Первоначально предполагалось снимать фильм во Вьетнаме, но студия Warner Brothers отказалась финансировать съемки в горячей точке, и проект был заморожен на несколько лет. К работе над картиной Коппола приступил лишь в марте 1976 года, почти через год после окончания вьетнамской кампании. Съемки проходили на Филиппинах и сильно затянулись, итоговый бюджет значительно вышел за обозначенные рамки (была потрачена огромная по тем временам сумма — 31,5 млн долларов), а сам фильм по степени амбициозности замысла больше напоминал творческую аферу. Условия на съемках были максимально приближены к боевым: взрывалось и горело в кадре все по-настоящему. А для сцены атаки вертолетов, саундтреком к которой послужил знаменитый «Полет валькирий» из вагнеровской оперы о Нибелунгах, использовались реальные боевые вертолеты армии Филиппин.
Трудности буквально преследовали фильм и его создателей. Тайфун разрушил декорации, и их пришлось выстраивать заново, Брандо, который должен был похудеть к началу съемок, не только не сделал этого, но располнел еще больше, к тому же не удосужился прочитать сценарий, Шин слишком налегал на алкоголь. Финансовый крах и последующее банкротство казались неизбежными. В результате Коппола заработал нервный срыв, его брак трещал по швам, Мартин Шин перенес инфаркт и чуть не умер. «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну, — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума», — скажет позднее Коппола. Об истории создания фильма и о тех сложностях, с которыми пришлось столкнуться его авторам, позднее будет снята документальная лента «Сердце тьмы. Апокалипсис кино».
В картине задействован великолепный актерский ансамбль. Помимо Брандо и Шина в фильме принял участие Роберт Дювалль, чей подполковник Килгор произносит ставшую культовой фразу «Люблю запах напалма по утрам», Деннис Хоппер в роли полусумасшедшего фотографа-философа в поселении Курца, а также Харрисон Форд, Лоуренс Фишберн, Скотт Гленн. Кроме того, «Апокалипсис сегодня» стал первым опытом сотрудничества Копполы с оператором Витторио Стораро, который получил «Оскара» за работу в этом фильме.
«Апокалипсис» произвел фурор на Каннском кинофестивале в 1979 году, где получерновая версия фильма завоевала «Золотую пальмовую ветвь» (награду Коппола разделил с еще одной экранизацией — «Жестяным барабаном» Фолькера Шлендорфа). «Апокалиптический» этап своей творческой жизни Коппола подытожил на каннской пресс-конференции так: «Мой фильм не о Вьетнаме. Он и есть Вьетнам».