18+

Сто дней после детства

Детская и подростковая тематика
1975
94 мин
СССР

История создания фильма

Нежная мелодрама о жизни подростков в пионерском лагере с самого начала была обречена на успех. Это первая картина Сергея Соловьева, в которой он обращался к современности, и по своему жанру она больше похожа на философскую притчу о гармонии и счастье, прозрачных и чистых, как летние вечера юности.

Картина «Сто дней после детства» открывала лирическую кинотрилогию о детстве и юношестве. За ней следовали фильмы «Спасатель» и «Наследница по прямой», но именно первая картина настолько покорила зрителя, что даже орфографическая ошибка в слове «бессонница», написанном через одну букву «н» в титрах одной из частей, не смогла испортить впечатление от просмотра. Хотя в то время ошибка в титрах считалась неслыханным невежеством и непрофессионализмом.

Сценарий картины писался легко. Привыкший к экранизациям русской классики, Сергей Соловьев и в новом своем фильме возродил классические образы. Не возникло трудностей и с подбором актеров, практически все они были дебютантами, поэтому играли естественно и очень реалистично. Но проблема с выбором исполнительницы главной женской роли оказалась почти неразрешимой.

Актерский состав

С самого начала Соловьев видел в своей картине актрису, похожую на Ирину Купченко. Дело в том, что незадолго до «Ста дней» на экраны вышел фильм «Дворянское гнездо», где главную женскую роль сыграла Ирина Купченко, оказавшаяся на экране настолько «тургеневской девушкой», что у всей страны перехватило дыхание. Планируя свой фильм, именно такую утонченную женственность видел Соловьев в своей героине. Он дал задание съемочной группе найти Ирину Купченко 13 лет. Так на съемочной площадке появилась Татьяна Друбич.

Сначала она не произвела на Соловьева никакого впечатления. Хотя вся съемочная группа уверяла, что лучше исполнительницы главной роли он не найдет, режиссер настаивал на поиске другой актрисы. Начался творческий бунт. Группа саботировала кинопробы других артисток, подкладывала Соловьеву фотографии Друбич в разные места, так что он целыми днями натыкался на ее лицо, но режиссер был непреклонен. В конце концов, чтобы прекратить ненужное противостояние, он согласился снять с Друбич самую сложную сцену — разговор у купальни двух героев. Сам он вспоминал впоследствии: «Тут я решил: «Хрен с ним, поедем на купальню, снимем самый трудный кусок, и пусть она прилюдно облажается, тогда спокойно можно будет приостановиться ненадолго и все-таки найти нормальную Купченко».

Но сцена была снята с первого дубля. Друбич играла настолько просто, настолько естественно, настолько легко и не фальшиво, что покорила сердце режиссера навсегда. Именно с картины «Сто дней после детства» началось долгое и плодотворное сотрудничество Сергея Соловьева и Татьяны Друбич, которая впоследствии снимется еще в восьми фильмах режиссера.

Интересные факты

Съемки проходили под Калугой, в местечке, которое местные жители назвали «Андреевский куст» за обилие пионерских лагерей, сосредоточенных в этом районе. Некоторые эпизоды снимались в деревне Андреевское Перемышльского района, в близлежащих деревнях и на местном аэродроме малой авиации, предназначенной для базирования сельскохозяйственных воздушных судов.

Премьера картины состоялась 1 декабря 1975 года, и в том же 1975 году фильм «Сто дней после детства» стал обладателем «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру на XXV Международном кинофестивале в Берлине.

Информация для учителя.


Лекция о фильме «Сто дней после детства»

Лекторы: кинокритик Евгений Марголит, актриса Анна Михайловская, актер Борис Токарев.

В ролях: Ирина Малышева, Арина Алейникова, Нина Меньшикова, Татьяна Друбич , Борис Токарев, Юрий Агилин, Сергей Шакуров, Андрей Звягин, Юрий Сорокин, Татьяна Юринова, Сергей Хлебников и другие
Режиссер: Сергей Соловьев

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна