Пиковая дама
Повесть Александра Пушкина претерпела множество интерпретаций на театральной сцене и в кино (задолго до фильма Игоря Масленникова с Еленой Гоголевой в роли старой графини пионеры русского кино Петр Чардынин и Яков Протазанов предложили свои версии таинственной истории). Спектакль Андрея Житинкина в Малом театре — попытка нового прочтения классического произведения. Оно не теряет актуальности. Пушкинский герой, честолюбивый Германн, — образ на все времена.
В спектакле Малого театра одержимого офицера-картежника играет молодой актер Александр Дривень. «Его Германн проходит путь от замкнутого в себе молодого человека до внутренне сломленного одиночки, чья душа опустошена», — пишет критик Жанна Филатова («Театральная афиша»). Но все-таки центр этой «Пиковой дамы» — графиня в исполнении Веры Васильевой. Звезда Театра сатиры в последние годы охотно соглашается на предложения со стороны. Например, несколько лет назад она приняла участие в оригинальном спектакле Театра кукол имени Образцова «Странная миссис Сэвидж», где ее партнерами были… куклы!
В «Пиковой даме» Вера Васильева, как всегда, ослепительно красива. При этом опытная актриса не заигрывает с публикой, не камуфлирует неприглядные стороны своей героини. Ее графиня сварлива, брюзглива, ревнива, полна эгоистической тревоги за свое благополучие. Но каковы сила характера, воля к жизни! Мизансцены в спектакле довольно простые, не предполагающие сложных перемещений актеров по сцене. Графиня–Васильева по большей части сидит в кресле и тем не менее является главным объектом зрительского внимания. «Пиковая дама» требует от исполнителей большой игры, и в спектакле Малого театра эта большая игра есть», — справедливо замечает Жанна Филатова. Рядом с Васильевой — звезды Малого театра: Борис Клюев в роли Чекалинского, Владимир Сафронов (дворецкий), Александр Вершинин (Томский). В сценической версии повести Пушкина полноправной героиней стала горничная графини Маша (Наталья Хрусталева). Это очень бойкая девица, которая с юмором воспринимает причуды и капризы старой хозяйки. Веселая Маша тут выступает как бы противовесом нерешительной, задумчивой Лизе (Любовь Ещенко). Шутки и репризы горничной разряжают возвышенно мистический тон спектакля.
Спектакль оформил давний соратник Андрея Житинкина — художник Андрей Шаров. Декорации лаконичные: огромные окна, характерные для петербургских дворцов, и буквально два-три предмета мебели на сцене. Если это спальня графини — то ширмы и туалетный столик; если комната для карточной игры — то длинный стол, крытый сукном. Многое «доделано» светом, его разработал для спектакля замечательный мастер Сергей Скорнецкий. Синий, холодный, свет льется из окон в темные комнаты дома графини и создает буквально физическое ощущение петербургской промозглости. Примечательно, что снег идет не за стеклами, а внутри дома — странная и интересная находка постановщиков, оставляющая простор для трактовок.