12+

Стенька Разин (Понизовая вольница)

Историческое
1908
11 мин
Российская империя

История создания фильма

28 октября 1908 года в петербургском театре «Аквариум» готовилась необычная премьера: ожившие фотографии ателье Александра Дранкова под музыку Ипполитова-Иванова должны были продемонстрировать зловещую историю бандита Степана Разина и юной княжны. Так в России появился художественный кинематограф.

Фильм «Понизовая вольница» выходил под разными названиями — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна», но по сути представлял собой экранизацию небольшого отрывка пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница».

Изначально задумывалась полноценная театральная постановка, но по замыслу самого Гончарова для этой постановки потребовались «киноиллюстрации». Для их создания привлекли известного предпринимателя, хозяина фотоателье Александра Дранкова, так что идея создания кинокартины принадлежала ему, и Дранков фактически стал ее продюсером. Он уговорил директора Московской консерватории знаменитого композитора Михаила Ипполитова-Иванова написать музыку к фильму — так родилась увертюра «Вниз по матушке по Волге». Он же нашел и режиссера для картины, которым стал Владимир Ромашков.

С технической точки зрения фильм может показаться простым: актеры двигаются перед камерой хаотично, беспричинно размахивают руками, их мимика часто не соответствует информационной наполненности картинки. При такой игре понять сюжет было бы очень сложно, поэтому съемочная группа ввела в повествование титры, которые появляются на экране между сценами.

Актерский состав

На главную роль был приглашен артист драматической труппы Петербургского народного дома — популярный тогда Евгений Петров-Краевский, а образы его сподвижников воплотили другие актеры этой труппы.

Картина длится всего семь минут, но снимали ее и готовили к показу несколько месяцев. Натурные съемки проходили летом 1908 года на озере Разлив недалеко от Петербурга. Надо сказать, что для первого кинематографического опыта в фильме было применено множество спецэффектов. Так, вместо княжны Разин высоко поднимает над головой и сбрасывает в воду искусно сделанный манекен. Кроме того, для массовки пригласили 150 человек, что было очень масштабно по тем временам.

Интересные факты

Для популяризации картины предприимчивый Александр Дранков развернул целую рекламную компанию, выпуская специальные афиши, в которых подробно объяснялось все новаторство захватывающего зрелища.

Не обошлось и без скандалов. Автор пьесы Николай Гончаров, поняв, что экранизированный фрагмент обретает немыслимую популярность, обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой признать безграничность его авторских прав и охранять их во всех кинотеатрах страны. Каково же было его удивление, когда в ответ компетентный орган сообщил ему, что его сценарий является механическим и не подходит под определение «литературное произведение». Ко всему прочему союз заявил, что не будет защищать никакие авторские права, так как в принципе выступает против развития кинематографа, потому что его существование наносит непоправимый вред театральному искусству.

Картина была воспринята неоднозначно: кто-то отмечал высокое качество технического воплощения, кто-то ругал бедные декорации, кто-то возмущался жестокостью сюжета. Однако фильм «Понизовая вольница» занял свое почетное место в русском кинематографе.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Стенька Разин (Понизовая вольница)»

Лекторы: режиссер Сергей Мокрицкий, кинокритик Наталья Яковлева.

Режиссер: Владимир Ромашков
В ролях: Евгений Петров-Краевский, Труппа Петербургского народного дома и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна