Неуловимые мстители
История советского кино. Т. 4. М., 1978:
Фильм «Неуловимые мстители» — современная экранизация повести П. Бляхина «Красные дьяволята». Авторы сценария С. Ермолинский и Э. Кеосаян (он же и постановщик фильма) попытались сохранить все, чем могла быть дорога нашему зрителю повесть П. Бляхина, внеся в нее при этом вполне оправданные сюжетные изменения.
Картина Эдмонда Кеосаяна о приключениях четырех подростков в годы Гражданской войны вышла на экраны 29 апреля 1967 года. Успех фильма был колоссальный: «Неуловимые» оказались первым российским «вестерном» и в год премьеры стали лидерами проката, собрав 54,5 миллиона зрителей. Этот триумф побудил создателей снять продолжение. Так, через год вышли «Новые приключения неуловимых», а в 1970-м на больших экранах появился фильм «Корона Российской империи, или Снова неуловимые».
О съемках первой картины вспоминает редактор Лариса Голубкина. Как мы снимали «Неуловимых мстителей».
«Неуловимые мстители» — целая эпоха в моей жизни. <…>
Киногруппа находилась в экспедиции в городе Запорожье. Там снимались почти все натурные сцены. Я прилетела, насколько помню, в Полтаву. <…>
Утром, действительно чуть свет, меня разбудил громкий стук в дверь. Конечно, это был сам Эдмонд Кеосаян, он же Эдик, наш бурно-темпераментный, громкоголосый и страстный режиссер…
— Быстро завтракать и в машину! — произнес он и исчез.
Потом — тряская дорога, утопающий в зелени город и наконец степь, опаленная солнцем. Конечный пункт — ее кусок, зажатый холмами так, что получалось как бы ущелье, на дне которого были проложены рельсы. Приглядевшись, я поняла, что железнодорожная колея никуда не ведет, она обрывается вскоре, за дальним холмом. Эта дорога была специально построена для съемок одного из центральных эпизодов фильма — погони «мстителей» за поездом. На экране он сопровождался бурной песней — «Погоня, погоня, погоня в горячей крови!» — и вызывал неизменные аплодисменты юного зала.
Откручу ленту памяти немного назад. Когда этот эпизод еще только разрабатывался в режиссерском сценарии, наши консультанты, опытные каскадеры-конники, в один голос заявили, что его снять невозможно. Эпизод заканчивался сценкой, когда ребята соскакивали на лошадях с платформы движущегося поезда.
— Лошади никогда не прыгнут на ходу! — решительно заявляли консультанты.
Но надо было знать Кеосаяна. Он всегда добивался того, что задумал. Препятствия вызывали в нем только дополнительный азарт.
Он посадил нас в темный зал, поставил на проектор склеенный «в кольцо» эпизод из американского фильма, в котором был подобный трюк, и заставил смотреть бесконечное число раз. Под конец все уже устали, изнемогли и отупели. Но, наверное, именно от отупения и ослабленного внимания, кто-то вдруг воскликнул:
— Смотрите, да она стоит!
И тут мы увидели, что платформа действительно стоит, а с обеих сторон двигаются кусты, очевидно, тоже поставленные на платформы.
Так разрабатывался почти каждый эпизод с конями и трюками. Ведь опыта не было почти никакого. Многое приходилось осваивать впервые».
Благодарим за предоставленный материал литературный журнал «Искусство кино»
Лекция о фильме «Неуловимые мстители»
Лекторы: актриса Лаура Кеосаян, актер Анатолий Белый, кинокритик Сергей Лаврентьев.