Андалузский пес
Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов, которые с равным успехом могут нести в себе глубочайший смысл или не значить вовсе ничего. Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых мертвые, полуразложившиеся ослики и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи…
Фильм-сон. Страшный сон. Страх, который поработил всех в этом фильме, стер границы реальности, подчинил себе все человеческие инстинкты. Он зловеще жонглирует мыслями, поступками, ощущениями. Стремительно ускоряя темп, приводит к хаосу.
История создания картины «Андалузский пес» начинается еще в те времена, когда Луис Бунюэль работал ассистентом французских режиссеров Жана Эпштейна, Анри Этьевана и Луи Нальпаса. Начинающий кинематографист встретился с молодым художником Сальвадором Дали, и они погрузились в воображаемый мир, пересказывая друг другу свои сновидения. Затем приступили к написанию сценария, и спустя несколько дней можно было приступать к съемкам.
Деньги на создание картины дала мать Луиса Бунюэля. Фильм, «рожденный из встречи двух сновидений», был снят на студии «Бианкур» за две недели. Одну из главных ролей сыграл Пьер Батчефф, с которым Бунюэль познакомился, работая с Этьеваном и Нальпасом. Оператором был Альбер Дюверже, работавший у Эпштейна.
«Андалузский пес» сблизил авторов с обществом сюрреалистов еще до выхода в прокат. Знаменитый американский художник Мэн Рей и французский поэт Луи Арагон помогли устроить премьеру. На первый показ в студию «Урсулинки» пришла группа сюрреалистов в полном составе. Кроме того, Пикассо, Ле Корбюзье, Жан Кокто, Жорж Орик, Луис Бунюэль и Сальвадор Дали были приняты в группу сюрреалистов.
Кинотеатр «Студия 28», купивший копию, показывал «Андалузского пса» в течение восьми месяцев.
Сейчас первый фильм Бунюэля изучается во всех киношколах мира.