Красные колокола
Киноэпопея «Красные колокола» продолжила традиции революционной трилогии Эйзенштейна.
В первой части дилогии «Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне» американский журналист Джон Рид (Франко Неро) по заданию журнала Metropolitan Magazine отправляется в Мексику, чтобы подготовить репортаж о революционных событиях в стране 1910–1917 годов. За несколько месяцев он опубликовал серию репортажей, которые были переизданы в книге «Восставшая Мексика» (1914).
В стране идет Гражданская война. Главные народные лидеры Эмилиано Сапата (Хорхе Луке) на юге и Франсиско «Панчо» Вилья (Хорхе Рэйносо) на севере стремятся со своими крестьянскими армиями к столице страны, чтобы свергнуть диктатора генерала Уэрту. Идут тяжелые бои. Джон Рид пытается взять интервью у Панчо Вильи…
Во второй части киноэпопеи «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» Джон Рид прибывает в Россию. Его цель — собрать материалы о революционных событиях в стране с 3 апреля по 26 октября 1917 года. В книге «Десять дней, которые потрясли мир» (1919) американский репортер старается с максимальной достоверностью передавать факты, начиная от приезда Ленина (Анатолий Устюжанинов) в Петроград вплоть до II съезда Советов в канун Октябрьской революции.
Чувствуется, что журналиста впечатляют митинги, массовые шествия, выступление с броневика вождя революции, июльская демонстрация и ее расстрел по приказу Временного правительства. Он наблюдает за выступлением Керенского (Богдан Ступка). Сначала наблюдая, а затем и участвуя, Джон Рид переосмысливает суть социалистической революции…
Много эпизодов в дилогии посвящено и частной жизни американского репортера. Его возлюбленных играли первые кинокрасавицы Европы — Урсула Андрес (Мейбл Додж) и Сидни Ромм (Луиза Брайант).
Особенности фильма
— Дилогия — совместное производство: «Мосфильм», «Ленфильм», «Каносите-2» (Мексика), «Видес интернейшнл» (Италия).
— В 1982 году фильм получил главный приз — «Хрустальный глобус» — на МКФ в Карловых Варах
— В 1984 году лауреатами Государственной премии СССР стали Сергей Бондарчук и Вадим Юсов.
— На съемках картины был занят почти весь вгиковский курс Сергея Бондарчука. Например, Янис Клушс сыграл связного между ЦК РСДРП (б) и Лениным Эйно Рахья, а Елена Финогеева — Александру Коллонтай.
Авторы о фильме
Сергей Бондарчук: «Наша картина очень ясная по форме. Мы не стремились к каким-то новациям. Не в них дело. Мы стремились избежать какой-либо экзотики. Главное — борьба. Тяжелая, изнурительная, совсем не романтичная…»
Николай Ващилин (постановщик трюков, матрос с «Грома», сопровождающий Джона Рида): «…работа заключалась в организации и постановке сцен штурма Зимнего дворца рабочими и крестьянами в октябре 1917 года, страховке Франко Неро и Сидни Ромм при проезде по городу на подножке трамвая, разгон демонстраций рабочих и подъем красного знамени на шпиль Петропавловского собора в финале фильма.
Больше месяца я со своими ребятами вливался в многотысячную массовку и изображал на первом плане, перед камерой Вадима Юсова, сцены боя восставших с юнкерами на прорыве в Зимний дворец. …Каждый день мы ожидали команды к съемкам в баре гостиницы «Астория» и беседовали об их работе в Мексике, об их ролях в моих любимых фильмах. …Для финального кадра торжества большевистской революции я предложил снять подъем красного флага на шпиль Петропавловского собора. В мгновение ока на фабрике было сшито шестиметровое шелковое красное полотнище, и мы полезли готовить эту сцену…»
Критика
Галина Сенчакова: «…стремясь проникнуть в суть мексиканской революции Бондарчук везде и во всем, будь то эпизоды наступления революционного войска Сапаты на укрепления федералистов или сцены отдыха революционных солдат и пеонов, не забывает о том, что это народная революция. Отсюда и поражающее взгляд обилие величавых и мощных панорам, когда экран кажется забитым движущейся и клокочущей людской массой.
Нельзя не упомянуть имена людей, с полным правом разделивших успех Бондарчука, — оператора Вадима Юсова и художника Левана Шенгелии.
И еще на одном имени хотелось бы остановиться. Это Франко Неро — известный итальянский актер, исполнитель роли Джона Рида. Кажется, что Франко Неро внешне не совсем похож на Джона Рида. Однако главное — его увлеченность идеей и беззаветное служение этой идее актеру удалось передать в полной мере» («Спутник кинозрителя», ноябрь 1982 года).
Контекст
— Джон Рид умер 19 октября 1920 года в Москве от сыпного тифа. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
— Рекомендация от Ленина: «Прочитав с громаднейшим интересом и неослабевающим вниманием книгу Джона Рида «Десять дней, которые потрясли весь мир», я от всей души рекомендую это сочинение рабочим всех стран. Эту книгу я желал бы видеть распространенной в миллионах экземпляров, и переведенной на все языки, так как она дает правдивое и необыкновенно живо написанное изложение событий…»