Степь
Экранизация одноименной повести Антона Чехова. Мальчик Егорушка едет в чужой город, поступать в гимназию. Позади остались дом, любящая мать, а впереди — неизвестно что. Везут Егора дядя, провинциальный купец Кузьмичов, и старичок священник отец Христофор. На самом деле, взрослые едут по своим делам, связанным с продажей шерсти, а сынишку сестры Кузьмичов взял уж заодно. Кузьмичов и отец Христофор надеются нагнать в степи таинственного дельца Варламова. Знойными летними днями по степи ехать тяжело, потому основные расстояния лучше преодолевать ночью, по прохладе. Мальчишку же ночью клонит в сон. Дядя оставляет Егора на попечении мужиков, медленно идущих с обозом как раз в направлении нужного города. Пока обоз дотянется до города, много чего случится. Стычки мужиков между собой, неожиданное появление в ночной степи охотника Константина и, конечно, страшная ночная гроза в степи — все это в сознании ребенка приобретает масштаб целой жизни, прожитой вне домашнего мирка.
В своем фильме — цветном, широкоформатном — Бондарчук предпринял попытку воскресить собственные впечатления детства. Он вырос там же, где и Чехов — в Таганроге, и что такое степь знает не понаслышке. Потому так любовно сняты бескрайние дали, стелющийся под ветром ковыль, парящие в белёсом небе птицы. Особый колорит южной жизни передан в фильме прекрасно. Также постановщик сумел найти экранный эквивалент чеховскому приёму: реальность в повести предстает такой, какой ее воспринимает мальчик Егорушка. В этой реальности много страшного: злые пастушьи собаки, сердитый мужик Дымов, гром и молнии в ночной степи. Ребенок чувствует себя одиноким и брошенным, но от этого так обостряется фантазия, способность видеть мир сквозь призму таинственного!
Тем не менее, «Степь» не стала громкой удачей режиссера Бондарчука. Критики отмечали, что присущая режиссеру эпичность подхода утяжелила тонкую вязь чеховского сюжета. Это выражается, например, в избыточности пафосной, иллюстрирующей настроение музыки и театрально поданного закадрового текста. Сам Сергей Бондарчук сыграл в фильме небольшую роль мужика из обоза, Емельяна. Его персонаж держится от остальных особняком, но часто пытается наставлять своих тёмных товарищей. «В Сергее Бондарчуке было живо проповедническое начало — в сущности, он родом из народников прошлого века с их истовой убежденностью и склонностью к жизнеучительству, — писала критик Ирина Павлова («Новейшая история отечественного кино»). — Эти его качества востребованы в ролях доктора Астрова и Пьера Безухова, Коростелева из «Сережи» и Емельяна из «Степи»». На роль Егорушки был найден картинно красивый, светловолосый мальчик Олег Кузнецов. Интересны Иннокентий Смоктуновский и Игорь Кваша в ролях держателей убогого постоялого двора, братьев Мойсея и Соломона. В роли Прекрасной Дамы, явившейся Егорке во сне (наяву это была графиня Драницына), снялась обладательница немеркнущей красоты Ирина Скобцева.