Выбор цели
Игорь Таланкин попытался рассказать о том, как мир в XX веке пришел к созданию и использованию атомного оружия. Конечно, основное внимание в фильме уделено советской военной доктрине, отечественным деятелям науки и обороны — в первую очередь академику Курчатову. Его сыграл Сергей Бондарчук. «Его герой был тем идеальным лицом, каковое режим выдавал за свое собственное, — утверждает киновед Ирина Павлова («Новейшая история отечественного кино»). — Он олицетворял собой величие — величие народа (Андрей Соколов), величие поэта (Тарас Шевченко), величие ученого (академик Курчатов)».
«Выбор цели», естественно, не противоречил официальной установке, по которой СССР, разрабатывая атомное оружие, лишь защищался, реагировал на создание и применение подобного оружия американцами. С дистанции сегодняшнего дня любая тогдашняя попытка поднять такую исторически неоднозначную тему выглядит довольно уязвимой. «Он [Игорь Таланкин] искал и находил надежные, на его взгляд, способы защититься, — пишет киновед Александр Шпагин («Новейшая история отечественного кино»), — и тем самым выказывал несвободу от расхожего комплекса — это комплекс духовной несамостоятельности интеллигентского сознания, втайне мечтающего опереться на сильную власть или господствующий миф. В частном случае Игоря Таланкина таким прибежищем могла быть судьба гения («Чайковский») либо выдающейся личности («Выбор цели»)».
В большинстве случаев сцены из «западной жизни» в советском кино выглядели, скорее, фантазиями, опирающимися на штампы. Довольно таких сцен и в фильме «Выбор цели» — ведь среди персонажей тут и западные коллеги Курчатова, и политики середины века. Например, Иннокентий Смоктуновский сыграл самого Франклина Рузвельта, Сергей Юрский — «отца атомной бомбы» Роберта Оппенгеймера, а Марк Прудкин — Альберта Эйнштейна. Для авторов важно было показать, как по-особенному гуманны советские физики, создавшие оружие массового поражения. В сценарии и потом в фильме присутствовали программные дискуссии Курчатова с молодыми коллегами, в которых он последовательно обосновывал моральное право Советского Союза иметь свое атомное оружие. Одновременно с этим в фильме воспроизведена адская картина бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — чтобы зрители пережили потрясение от бесчеловечных «экспериментов» американских ученых и военных. Сам «взрыв», приведенный на экране, на самом деле спецэффект, виртуозно сконструированный оператором Борисом Травкиным. Он снимал картину совместно с оператором Наумом Ардашниковым. В визуальном плане «Выбор цели» несколько уступает другим фильмам Таланкина, видимо, из-за преобладания скучноватых кабинетных сцен. Впрочем, это фильм изначально не поэтический, но в каком-то смысле политический.