Любовь и голуби
Комедия Владимира Меньшова вышла на экраны в 1984 году — тогда ее посмотрели 44,5 миллиона советских зрителей. В отличие от предыдущей работы режиссера — «Москва слезам не верит» — фильм «Любовь и голуби» не получил премию «Оскар» и широкого международного признания, зато зрительская любовь на родине не становится меньше с годами.
Главное тому свидетельство — реплики героев, разошедшиеся на цитаты. Тут и знаменитое «Людк, а Людк!», и «Ты ли, чё ли?», и «Вот так прям чем-то и убила б!», и, конечно, «Мамка твоя плохая тута — дома, а папка твой хороший — вона, другу мамку себе заимел!». В последней фразе — основной конфликт пьесы Владимира Гуркина, переработанной им же в сценарий для фильма. Главный герой — Василий Кузякин (Александр Михайлов), простой работник леспромхоза и вдохновленный разводчик породистых голубей. Это романтическое увлечение всячески осуждает супруга Василия Надежда (Нина Дорошина), у которой и без того хватает забот. Живут Кузякины, впрочем, относительно мирно, из всех тревог разве что постоянная война соседей бабы Шуры (Наталья Тенякова) и дяди Мити (Сергей Юрский), который изо дня в день выискивает новые поводы выпить и выдумывает новые способы скрыть это от своей благоверной.
Из таких почти скетчевых ситуаций и складывается жизнь героев. Пока однажды Василий, получив травму на производстве, не отправляется в лечебный отпуск на море. А там встречает Раису Захаровну (Людмила Гурченко) — интересующуюся эзотерикой городскую интеллектуалку, которая увлекает простого деревенского парня своими разговорами о высоких материях. Не без помощи алкоголя Василий изменяет Надежде с Раисой Захаровной, после чего вместе с ней же пишет жене объяснительное письмо. В деревне все приходят в бешенство: Надежда грозится поотрывать голубям головы, старший сын — сделать то же самое с отцом, так как птицы все же ни при чем.
История, к слову, совсем не выдуманная. Автор сценария, актер Владимир Гуркин, сочинил пьесу про своих односельчан. У них же позаимствовал большинство реплик, ставших впоследствии визитной карточкой фильма. Остальное — заслуга актеров, которые и импровизировали, как Юрский, и рисковали жизнью, как чуть не утонувший на съемках Михайлов, и, безусловно, привнесли в фильм подчас неожиданные для комедии меланхолические нотки. Как Людмила Гурченко, чью Раису Захаровну — персонажа комичного, утрированного, раздражающего — под конец становится невыразимо жалко. Впрочем, финал у всей этой истории все же счастливый — с любовью и голубями.