Человек с бульвара Капуцинов
Комедийный вестерн Аллы Суриковой, а точнее, «ироническая фантазия в стиле вестерна», как называют фильм его создатели, вышел на экраны в 1987 году. Главные роли исполнили Андрей Миронов, Александра Яковлева, Николай Караченцов и Олег Табаков.
Местом действия картины сценарист Эдуард Акопов сделал вымышленный городок Санта-Каролина на Диком-Диком Западе. Туда из Европы прибывает некий мистер Фёст (от англ. «первый»), сыгранный Мироновым. В Париже он побывал на первых кинопоказах, организованных изобретателями кинематографа братьями Люмьер, и теперь одержим идеей принести искусство в массы — а точнее, в американское захолустье, где из развлечений разве что салун. Местные в лице главного ковбоя Билли Кинга (Караченцов) и певицы Дианы Литтл (Яковлева) поддерживают идею, и мистер Фёст демонстрирует зрителям первый в мире фильм — «Прибытие поезда». Силы искусства оказывается достаточно, чтобы пьяницы и дебоширы забыли о пагубных привычках и превратились в заядлых киноманов, не пропускающих ни одного сеанса. Есть, конечно, и недовольные: для владельца бара Гарри МакКью (Табаков) и пастора Адамса (Игорь Кваша) от показов одни убытки. У одного теперь не покупают алкоголь, у второго — прощение за грехи. Впрочем, несмотря на все ухищрения противников кино, идиллия все-таки воцаряется в Санта-Каролине. Но ненадолго: все меняется, когда в городок прибывает мистер Сэконд (от англ. «второй», Альберт Филозов) — не с пустыми, как и герой Миронова, руками. Он показывает местным зрителям низкопробные фильмы, чем снова ввергает Санта-Каролину в пучину пьянства и разврата.
Фильм Суриковой — одновременно и пародия на американские вестерны, выполненная весьма достоверно и детально, и просто хорошая комедия с массой забавных гэгов и выдающимися актерскими работами. Помимо Миронова, Яковлевой, Табакова, Кваши, Караченцова и Филозова, даже в эпизодических ролях в «Человеке с бульвара Капуцинов» снимались сплошь звезды. Например, Спартак Мишулин сыграл вождя краснокожих, Лев Дуров — гробовщика, Михаил Боярский — Черного Джека.
Пейзажи американского Дикого Запада снимали в Крыму, где из-за сильного ветра декорации, а точнее, хрупкие макеты фасадов домов, едва не сдуло в море. Пришлось укреплять. Еще сложнее было подобрать достоверный реквизит, которого не оказалось даже на мосфильмовских складах. На заказ в итоге шили шляпки и делали мебель, в том числе из сверхлегкого эквадорского дерева — такое использовалось и в американских вестернах, а стулья из него можно было разбивать о голову без вреда для здоровья.
Название фильма — отсылка к тому самому парижскому бульвару, на котором в доме номер 14 в 1895 году братья Люмьер провели первый публичный кинопоказ. Правда, называется улица «бульвар Капуцинок» — по имени существовавшего здесь когда-то женского монастыря одноименного ордена. Ошибку в названии сценария Акопова заметила сама Алла Сурикова, однако, перебрав множество других вариантов заголовка для фильма, все же решила оставить первоначальный: все-таки комедия, так что и название ее имеет право быть ироничным. К тому же историческая справедливость была восстановлена в 2009 году, когда на экраны вышел новый фильм Аллы Суриковой — «Человек с бульвара КапуциноК».