31 июня
Фильм «31 июня» — это вольная экранизация, а скорее, даже фантазия на тему произведения английского писателя Джона Бойнтона Пристли «31 июня» («Повесть о верной любви, предприимчивости и прогрессе в век короля Артура и в век атома»).
Взяв за основу повесть Пристли, режиссер Леонид Квинихидзе и сценарист Нина Фомина сочинили свою историю о настоящей любви, для которой не помеха расстояние даже длиной в века. Причем волею советских кинематографистов этот временной отрезок стал еще более удаленным, нежели у автора. У Пристли современный герой, художник Сэм, живет в 50-х годах XX века, а в картине Квинихидзе «прекрасный принц» является к принцессе Мелисенте из начала XXI века. Таким образом, фильм, снятый в 1978 году, приобрел еще и фантастический оттенок.
Действие картины происходит в двух временных пластах — в XII и XXI веке. Принцесса Мелисента, живущая в королевстве Перадор, никак не может найти жениха себе по сердцу. А художник Сэм из XXI века, в свою очередь, весь в творческих муках: он ищет образ девушки для рекламы чулок. Сроки поджимают — заказ он должен сдать 1 июля. Их короткая встреча на Звездном мосту, устроенная волшебником Мальгримом, становится судьбоносной. Молодые люди понимают, что нашли друг друга — именно в этот мифический день, несуществующий в реальном календаре, 31 июня, вне времени и вне пространства. И теперь, несмотря на преграды, которые им придется преодолеть, как и полагается всем влюбленным в романтических историях, они обязательно будут вместе.
Картина снята в жанре мюзикла и половине своего успеха обязана песням композитора Александра Зацепина, большинство из которых тут же стали хитами («Всегда быть рядом не могут люди», «Мир без любимого» и др.).
К жанру мюзикла режиссер Леонид Квинихидзе обратился не впервые. К этому моменту им уже были сняты знаменитые музыкальные комедии «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки». Режиссеру особенно удавались эти легкие, изящные истории на основе зарубежных водевилей. А участие в картинах замечательных актеров, виртуозно владеющих как драматическим мастерством, так и искусством танца и вокала, придавали этим фильмам дополнительный шарм. Впоследствии (в 1983 году) Квинихидзе снимет мюзикл и для детей — легендарный фильм «Мэри Поппинс, до свидания!».
«31 июня» — добрая и красивая сказка о настоящей любви, разрушить которую не могут ни расстояния, ни злые волшебники, ни завистливые взгляды недоброжелателей. Соединив вместе два жанра — мюзикл и фантастику, режиссер сделал кино, понятное и интересное зрителям всех возрастов.
На этот раз на главные роли в своем мюзикле режиссер пригласил непоющих актеров. Исполнитель роли Сэма Николай Еременко петь оказался категорически. «Мне казалось, что это будет не слишком эстетично», — вспоминал актер с улыбкой. А Наталья Трубникова, сыгравшая Мелисенту, и вовсе представительница другого жанра, она была солисткой балета Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Вокальные партии, как за них, так и за других персонажей картины, успешно исполнили Яак Йола, Жанна Рождественская, Татьяна Анциферова. В картине снялись и солисты балета Большого театра, семейная пара Людмила Власова (леди Нинет) и Александр Годунов (музыкант Лемисон). Их история почти зеркально отразила вымышленную историю героев фильма. В августе 1979 года Годунов эмигрировал в США (из-за этого, кстати, фильм «31 июня» на несколько лет положили на полку и не показывали), жена осталась в России. Но в отличие от персонажей «31 июня» эту влюбленную пару время и расстояние разлучили навсегда.