Женитьба Бальзаминова
Фильм снят по мотивам трилогии Александра Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «За чем пойдешь, то и найдешь».
Действие фильма происходит в купеческом Замоскворечье в XIX веке. Мелкий чиновник Михайло Бальзаминов (Георгий Вицин) и его маменька (Людмила Шагалова) мечтают разбогатеть. Для этого Миша должен жениться на богатой невесте.
В годы съемок на территории «Мосфильма» еще не было декораций старой Москвы под открытым небом. Купеческую столицу снимали в Суздале. Декорировали вывески с «ятями», выстроили палатки, а все остальное в городе было, словно еще не пришел туда век двадцатый.
Фильм интересен не столько историей сватовства, сколько бенефисными актерскими работами. Константин Воинов собрал звездный коллектив актрис и каждой из них предложил по роли, менявшей сложившееся амплуа и позволившей от души повеселиться и покрасоваться в ярких и богатых нарядах XIX века. Глядя на них, не перестает радоваться и зритель.
А как не радоваться, когда хорошенькая Людмила Шагалова играет морщинистую старуху, матушку Миши (актрисе по вечерам приходилось утюжком разглаживать кожу). Прима советского кино Лидия Смирнова — суетливую и шепелявую сваху Акулину Гавриловну, которая не прочь и выпить даже «декалону».
Сестры Пажёновы — Анфиса (Инна Макарова) и Раиса (Надежда Румянцева), тоскующие под строгим надзором братьев о былой свободе и приключениях.
Для Нонны Мордюковой купчиха, вдова Домна Евстигнеевна Белотелова и вовсе первая комедийная роль. А еще юные красавицы Жанна Прохоренко (восторженная и робкая Капочка) и Людмила Гурченко (рациональная и смелая Устинька, подруга Капочки). Нашлись роли и для Екатерины Савиновой (хозяйственная, с собственным мнением кухарка Матрёна) и для Татьяны Конюховой (дворовая девка Пежёновых Химка).
В этом дамском царстве было мало места для мужчин, но парочку характеров Константин Воинов все-таки включил и, сохраняя ансамбль, им тоже изменил привычные амплуа. Георгий Вицин снимался в заглавной роли заносчивого и недалекого жениха, мечтающего тратить невестино приданое («на 300 лет хватит или на 150?»). А классический социальный киногерой Николай Крючков с видимым удовольствием переоделся в купца Неуденова, дядю Капочки. Он и пресек планы свахи и Бальзаминовых, не позволив «голодранцам» одурить племянницу…
В итоге женится Бальзаминов на властной купчихе Белотеловой… Сбылся сон Миши?
Особенности:
— Георгию Вицину, который играл молодого (25 лет) человека, во время съемок было уже 46. Людмила Шагалова, сыгравшая роль матушки героя, была на шесть лет его моложе.
— Фильм снимали в Суздале. «Дом Бальзаминовых» находится в центре, на улице Старой, 13.
— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1973) — Нонне Мордюковой за исполнение ролей Федосьи Угрюмовой «Русское поле» (1971), Глафиры Дементьевны Огреховой — «Журавушка» (1968), Дони Трубниковой — «Председатель» (1964), Домны Евстигнеевны Белотеловой — «Женитьба Бальзаминова» (1964), Александры Васильевны Потаповой — «Простая история» (1960).
Авторы о фильме:
Лидия Смирнова: «Роль свахи для меня была открытием. И я стала работать. Сначала мы искали грим: нос подтянули кверху, рыжий парик, красные глазки от пристрастия моей свахи к вину. А как нелегко было осваивать кринолин! Садишься, а юбка поднимается кверху, закрывает тебя. Волосы нам укладывала знаменитый мастер, истинный профессионал Мария Ивановна из МХАТа… И мне, и Мордюковой она придумала очень смешные прически.
Когда я нашла манеру речи моей героини, я вдруг стала чувствовать себя очень удобно. Долго искала ей походку. Наконец нашла — утиную, немного вкрадчивую…
…На площади снималась финальная сцена, когда Вицин пляшет под потрясающую музыку Бориса Чайковского — знаменитую полечку. Она теперь часто звучит по радио, узнаваемая и любимая. Танец, конечно, придумал Воинов. В рубашке нараспашку, в дикую жару, Воинов показывал Гоше Вицину, как надо танцевать.
Он довольно жестокий бывал на съемках. Я там ела пирог с повидлом, сначала он был свежий, потом черствый, у меня тоже было, наверное, дублей 12–15, а я его все ела и ела и с удовольствием мазала вареньем.
Я проглотила 15 кусков, меня рвало, меня трясло, я снова и снова ела этот пирог — и все равно Константин Наумович добился того момента, когда его всё полностью устроило» («Моя любовь», 1997).
Критика:
Петр Багров: «В «Женитьбе Бальзаминова» Воинов пошел дальше: создал некую смесь ярмарочного действа и театрального капустника, где в качестве связующей нити, своего рода конферанса, выступали средства чисто кинематографической выразительности — замечательная работа художника, изобретательная, но отнюдь не «самодовлеющая» камера, стилизованная музыка Бориса Чайковского. Все роли исполняли звезды и, что крайне редко бывает, «спелись» в замечательно слаженный и веселый ансамбль…
…Зрительский успех превзошел все ожидания, и даже официозным критикам пришлось признать эксперимент Воинова абсолютной удачей. Пожалуй, до сих пор вряд ли отыщется в советском кино другая экранизация классики, столь любимая массовым зрителем. Воинов понял, что нашел свой стиль: яркая театральная игра при кинематографическом построении мизансцен» («Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст», т. VI, 2004).
Крылатые фразы:
Михайло Дмитриевич Бальзаминов: «Опять прервали. Ну, зачем же? На самом интересном месте», «А мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся…».
Акулина Гавриловна, сваха: «У меня совесть-то чище золота, одно слово — хрусталь!», «Я никогда не закусываю. Я этой глупой привычки не имею».
Капочка Неуеденова: «Все так говорят, но на деле выходит совсем противное», «Я мужчин не виню: им все легко и доступно».
Ничкина, мать Капочки: «Как жить на свете?! Какие страсти!.. Времена-то какие… тяжелые».
Домна Евстигнеевна Белотелова, московская купчиха-вдова: «Я никогда не сержусь. Я добрая!»
Устинька: «Не вздыхай так, лопнет что-нибудь…»
Купец Неуденов: «Приходите еще, нам без дураков скучно!»