Зимний вечер в Гаграх
Главный герой, некогда мастерски отбивавший на эстраде чечетку, ныне работает скромным репетитором в танцклассе. О том, что Алексей Иванович Беглов (Евгений Евстигнеев, Беглов в молодости — Аркадий Насыров) был кумиром в 50-е годы, танцоры эстрадного коллектива даже и не подозревают. Не знают о его славном прошлом ни постановщик нового ревю, балетмейстер Валентин Иванович Фоменко (Сергей Никоненко), ни капризная дива Ирина Мельникова (Наталья Гундарева). Для манерного телеведущего (Александр Ширвиндт) его и вовсе нет уже в живых. Злополучная телепередача лишает Беглова скромный мечты — купить в комиссионном мебельном магазине «настоящий, не из ДСП, мягкий диван». Продавец Серега (Николай Аверюшкин) тоже смотрел передачу и диван продал. Еще один удар настигает Беглова от дочери Лены (Светлана Аманова, в детстве — Анна Иванова). Дочь просит не приходить на свадьбу, потому что ее вырастил отчим: «Будут пить за отца — неудобно получится…»
Разговор с дочерью происходит в скромной квартире Алексея Ивановича, и скудность обстановки зрителю подсказывает, что были у главного героя времена еще хуже…
В последний год жизни Беглов встречает Аркадия Грачёва (Александр Панкратов-Черный). Он напоминает ему о былой славе, и Беглов снова чувствует вкус к жизни. Отношения с ершистым, простодушным, но в чем-то и наглым чернорабочим цирка из Воркуты балансирует на грани дружбы-вражды. Аркадий одержим идеей прославиться на сцене и требует у Беглова, чтобы тот обучал его чечетке. Парень, говоря сегодняшним языком, хороший маркетолог, выяснил, что нет на эстраде чечеточников — ниша пустая. Беда лишь в том, что у него нет никаких данных для столь сложного ритмического танца. Но, как объясняет ему Беглов, если бы Аркаша «поймал кураж», то все может получиться. Кураж в итоге Аркадий поймал, но Алексей Иванович этого уже не увидел…
Почему фильм называется «Зимний вечер в Гаграх», зритель узнает ближе к финалу, когда Беглов попытается рассказать Аркадию о лучшем моменте своей жизни. Он танцевал с маленькой своей дочерью, был молод. И казалось, что вся жизнь еще впереди…
Особенности съемок
— По опросу журнала «Советский экран» — лучший музыкальный фильм 1985 года.
— В 1986-м Карен Шахназаров стал лауреатом премии Ленинского комсомола (за фильмы «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх»).
— Прообразом Беглова стал знаменитый чечеточник Алексей Андреевич Быстров. Он же был одним из учителей Аркадия Насырова, сыгравшего роль молодого Беглова.
— Евгения Евстигнеева в эпизодах степа дублировал Владимир Кирсанов.
— В фильме снимались музыканты биг-бенда «Современник» и его руководитель Анатолий Кролл.
— Песню из репертуара Клавдии Шульженко «Дружба» исполняют Лариса Долина и кинооператор картины Владимир Шевцик.
Авторы о фильме
Карен Шахназаров: «Почти ко всем своим фильмам я написал сценарии с другом Александром Бородянским. Главное — нащупать тему. …Картина «Зимний вечер в Гаграх». Из чего она появилась? В фильме «Мы из джаза» был репетитор по степу, который никакого значения в мировом кинематографе не имел. Это был почти спившийся человек, одинокий, со сложной судьбой. Но, как говорят, с харизмой. К сожалению, он умер. После того как закончили снимать «Мы из джаза», начали реконструировать жизнь чечеточника, додумывать, как могла бы сложиться его судьба. Вот так получился «Зимний вечер в Гаграх». После его выхода мне позвонила одна женщина: «Я бы очень хотела с вами встретиться. Вы сделали фильм будто о моем отце». Она даже не знала, что он работал у нас…
…Евгений Евстигнеев, сыгравший небольшой эпизод в фильме «Мы из джаза», роль себе буквально выпросил, хотя на то время я был еще молодым режиссером, а он — уже известным актером. Он меня, мягко говоря, прессовал, приходил, звонил, все время повторяя, что хочет сыграть чечеточника. На эту же роль я пробовал Олега Ефремова, Евгения Леонова, Петра Щербакова. Никак не мог решить, кто должен играть. Но Евстигнеев почти каждый день напоминал о себе…
Я зауважал Евгения Александровича. Если актер так борется за роль, значит, он ее достоин. Тем более такой мастер. Не скажу, что нам легко работалось. У каждого был свой взгляд. Часто случались размолвки. Но после окончания съемок мы подружились» («Факты и комментарии», 29.10.2010).
Критика
Нина Цыркун: «Карен Шахназаров вообще человек с редким чувством собственного достоинства, явно оглядывающийся на очень хорошие образцы. «Зимний вечер в Гаграх» и «Мы из джаза», например, кроме всего прочего, — оммаж советскому музыкальному кино 30-х годов…» («Новейшая история отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст», т. III, 2001).