В 6 часов вечера после войны
Эта история начинается в первые месяцы войны, летом 41-го. Два друга-артиллериста получают посылку от московских детей. Кроме подарков в посылке записка-приглашение прийти к детям и к их воспитательнице, тете Варе. И вот спустя несколько дней офицеры оказываются в Москве и, разумеется, находят домик в Замоскворечье. Детский сад эвакуирован, но тетя Варя — очаровательная девушка Варя Панкова — осталась в Москве. По сигналам воздушной тревоги дежурит на крыше и гасит зажигательные бомбы, готовится вместе с другими женщинами отправиться на трудовой фронт — рыть окопы, чтобы враг не прошел в Москву.
Так начинается эта романтическая история. Абсолютно пырьевская — по стилистике, интонации, киноязыку. Сценарист Виктор Гусев снова (как и в музыкальной комедии «Свинарка и пастух») написал диалоги в стихах. Напомним, «Свинарка и пастух» снималась в первые месяцы войны и стала символом и воспоминанием о счастливой мирной жизни. Наверно, можно сказать, что «В 6 часов вечера…» — своеобразный парафраз той народной комедии. Кроме уже сложившегося авторского режиссерского стиля Пырьева, всех этих пафосных обращений героев на камеру, романтической приподнятости, насыщенности музыкой предвоенную, наивную и трогательную «Свинарку» и тревожную героическую «В 6 часов вечера…» роднит, конечно же, главная героиня. Это шестой фильм Пырьева, где он снял в главной роли свою жену, Марину Ладынину. Актрису, настолько яркую, харизматичную, солнечную, что не всякий партнер выдерживает испытание. В данном случае, исполнителю главной роли, опытному и любимому Евгению Самойлову в сценах с Ладыниной приходится очень непросто. Правда, герою Самойлова, старшему лейтенанту Кудряшову, сценарием заданы обстоятельства далеко не прямолинейные. Фронтовое ранение, ампутация ноги, тяжелая депрессия, неверие в то, что он, такой, будет нужен своей возлюбленной — все это для кинематографа военного времени непривычно и даже смело.
Из сегодняшнего дня понятно, что самое интересное в этой трогательной, наивной и искренней картине — то, что она снята в 1944 году. Никто не знал, каким будет это «после войны». За год до окончания войны Пырьев то ли предвидел, то ли написал сценарий первого послевоенного вечера. Сейчас это кажется фантастикой, но в фильме этот вечер — майский. И героиня держит в руках букетик белой сирени. И встречаются влюбленные на Большом Каменном мосту, где вечером 9 мая 1945 года, действительно, случилось столпотворение и великое народное гуляние. И салют в фильме так похож, на реальный салют, который прогремел над Москвой год спустя.
Интересно, что в первоначальном варианте сценария Виктора Гусева героиня погибала, а встреча с возлюбленным в 6 часов вечера после войны была ее предсмертным видением. Но не мог Пырьев убить героиню, не поняли бы его зрители, которые приняли картину восторженно! Фильм стал всенародно любимым, песни Тихона Хренникова запела страна. Кстати, одна из них — «Марш артиллеристов» — в разные эпохи пелась по-разному: строчку «Артиллеристы, Сталин дал приказ» в 1954 году поменяли на «Артиллеристы, точный дан приказ». И потом вокруг этой строчки кипели нешуточные страсти — ее то убирали, то возвращали на место.
Наверно, «В 6 часов вечера после войны» — самый обаятельный и трогательный из фильмов военных лет. И даже эстетика большого стиля, наивные рисованные павильонные декорации сути дела не меняют. В лицах героев Марины Ладыниной, Евгения Самойлова, Ивана Любезнова, да и всех, кто появляется в кадре в пырьевской комедии, отчетливо читается время. Читается неподдельное желание Победы и всеобщего безоговорочного счастья, которое — им в это искренне верилось — непременно наступит, когда затихнет бой. Прямо сразу. В 6 часов вечера после войны.