Невероятные приключения итальянцев в России
Эта картина стоит в фильмографии Эльдара Рязанова особняком: ни до, ни после ему не приходилось работать «дуэтом», с другим режиссером, да еще иностранцем. Новой была для Рязанова и форма копродукции — фильм снимался в СССР и Италии, с советскими и итальянскими актерами, под контролем не только советских киноначальников, но и знаменитого итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса. Конечно, избранная форма буффонады очень уязвима и недаром навлекла на фильм критику со стороны профессионалов. Надо понимать, что «Невероятные приключения» делались в расчете на широкую публику не только Советского Союза, но и Италии — соответственно, авторы перестраховывались и стремились насытить картину проверенными и вненациональными гэгами.
Сюжет весьма условен и представляет собой лишь удобную форму для киноаттракционов. В римской клинике умирает 90-летняя русская эмигрантка. Перед смертью она успевает сообщить своей внучке Ольге, что некогда огромное состояние ее петербургской семьи спрятано в нынешнем Ленинграде «подо львом». Это сообщение слышат, помимо Ольги, случайные окружающие: санитары, врач, пациент со сломанной ногой и мафиози, который пришел в клинику проведать беременную жену. Естественно, каждый воспринимает услышанное как знак судьбы. Все вышеперечисленные встречаются в самолете, летящем в Ленинград. По прилете их встречает «гид» Андрей (Андрей Миронов). Конечно, на самом деле это бдительный и артистичный капитан милиции. Ему предстоит сопровождать безумную шестерку итальянцев, не выпуская никого из вида и в конце концов не дать вывезти клад за пределы родины.
Основная часть фильма — это действительно невероятные приключения итальянцев в советской России (или, как назывался фильм в итальянском прокате, «Одна безумная, безумная, безумная гонка по России»), с погонями на машинах и поездах, подрывами бензоколонок, водными гонками и подводными заплывами. Юмор и ужас завещания бабушки в том, что каменных львов в Петербурге–Ленинграде — сотни… Однако клад обнаруживается под вольером живого льва в зоопарке, и лев этот «запрограммирован» на преследование возможных похитителей сокровища. Конечно, уйти от грозного зверя удается только ловкому милиционеру Андрею. В критический момент, когда шестерка кладоискателей надвигается на него, появляются доблестные коллеги Андрея — и клад остается на родной земле! А герою перепадает собственный клад — внучка старушки-эмигрантки Ольга влюбляется в бравого капитана милиции и остается с ним, махнув рукой на Италию.
Загадка умирающей бабушки, конечно же, напоминает предсмертные слова мадам Петуховой из романа «12 стульев» — как и вся последующая кутерьма. Подрыв бензоколонки — своеобразная пародия на финальный вселенский взрыв в фильме Микеланджело Антониони «Забриски-Пойнт». Много юмористических перекличек слышится в фильме Эльдара Рязанова и Франко Проспери. Создатели вспоминают, что съемки сами по себе частенько превращались в невероятные приключения… Андрею Миронову первому пришлось войти в кадр с живым львом. Эльдар Рязанов так нервничал, снимая «львиные» сцены, что поклялся себе никогда больше не возвращаться к карьере «режиссера-анималиста».