Обыкновенная Арктика
«Обыкновенная Арктика» стала второй картиной режиссера Алексея Симонова. Сценарий к фильму писал его отец, знаменитый поэт Константин Симонов, по мотивам одноименной книги Бориса Горбатова.
В самой книге 15 рассказов, основанных на автобиографическом опыте писателя. Для сюжета будущего фильма авторы выбрали всего четыре: «Суд над Степаном Грохотом», «Роды на Огуречной земле», «Торговец Лабас» и «Большая вода» — все они уместились в две серии.
Премьера картины состоялась в 1976 году — время, когда ажиотаж по поводу освоения арктических земель несколько угас: человек уже осваивал новое пространство — космическое. Но хоть интерес и слегка угас, но остался романтизм профессии полярника, и очень редко кинематографисты, писатели и художники говорили о скуке и рутине будничной жизни обитателей Арктики. В этом плане картина Алексея Симонова, в которой автор рассказал и о самых неприглядных сторонах работы полярной станции, стоит особняком в ряду фильмов об Арктике.
Из вступительного слова Константина Симонова к фильму «Обыкновенная Актика»:
«Впервые в жизни я писал сценарий не по своим произведениям, а по книге моего покойного друга Бориса Горбатова. Эта книга человека, который почти всю свою жизнь был и писателем, и газетчиком, десятилетие проработал в «Правде», много бывал в Арктике, работал военным корреспондентом. Это был настоящий человек.
Последнее издание его книжки «Обыкновенная Арктика», которую он сам очень любил, снабжено предисловием Василия Сергеевича Молокова, одного из первых Героев Советского Союза и удивительного человека. Вот Молоков рассказывает в этом предисловии, как они с писателем были в Арктике, как он доставил Горбатова на зимовку на Диксон. Потом, когда уже надо было возвращаться, оказалось, что на соседней зимовке заболел человек. Молоков пишет так:
— Решай, как быть, Борис, — сказал я Горбатову, — я обещал «Правде» доставить тебя в Москву, и я от этого не отказываюсь, но в самолете у меня лишь одно свободное место для пассажира. Говори, кого везти.
— Какой может быть разговор, вези больного, — ответил Горбатов.
Ответил и остался на зимовку на много месяцев в Арктике. И, наверное, поэтому Молоков, сам человек суровый, взял Горбатова в свой следующий большой перелет, в котором они облетели всю Арктику. Вот эти годы в жизни писателя и легли в основу его книги рассказов. Это была Арктика 1935–1936 годов, в которой еще только начинали строить то, что сейчас построено. Тогда все это было лишь в мечтах. Там были разные люди, не похожие на нынешних арктических жителей. Много всякого разного там было, любопытного и трудного — обо всем этом Горбатов написал в своих рассказах.
В прошлом году я проделал довольно большой путь по Арктике, от Архангельска до Чукотки. Был во многих из тех мест, что посетил Горбатов. С собой у меня была его книга «Обыкновенная Арктика», и во время этого путешествия, перечитывая книгу, я с особенной силой увидел, какие перемены произошли в Арктике, какой огромный труд был в это вложен. Я думал о том, как много сделано и как важно вспомнить, с чего все начиналось».