Софья Ковалевская
Трехсерийный советский телефильм, снятый по мотивам биографии Софьи Ковалевской. В жизни этой удивительной женщины было всякое: фиктивный брак, поиск себя в науке, попытка заниматься коммерцией, развод, литературное творчество…
В фильме повзрослевшая дочь Ковалевской — тоже Софья (в семейном кругу — Фуфа) — через несколько лет после смерти матери все же пытается разобраться, каким человеком на самом деле была известный математик и общественный деятель Софья Васильевна Ковалевская…
Статья Александра Шпагина о режиссере. Опубликовано в сборнике «Новейшая история отечественного кино. 1986–2000»
Тихий камерный мир фильмов Аян Шахмалиевой всегда был надежно отгорожен от внешних тревог прочными прозрачными стенами. Герои могли страдать, тосковать, выяснять отношения друг с другом, но подобные коллизии, которые в кино шестидесятых были чреваты сломами и драмами, в семидесятые у Аян Шахмалиевой всегда находили спокойное счастливое разрешение. Самые известные ее фильмы, такие как «Странные взрослые» и «Дети как дети», не стали серьезными художественными событиями, так ведь и не претендовали на это. Зато были любимы и пересматривались неустанно и многократно. В этих славных лирических семейных мелодрамах было по меньшей мере одно событие — юная героиня ленинградской школьницы Риты Сергеечевой, открытой Аян Шахмалиевой для кино.
В конце восьмидесятых авторская интонация Аян Шахмалиевой меняется: ее фильмы обретают иную энергию, словно режиссер стремится за стенки мира-аквариума. «Софья Ковалевская» — канонический фильм из серии «Жизнь замечательных людей», но в лучших его эпизодах заявлен внутренний конфликт героини, оказавшейся перед выбором между служением науке и простым человеческим счастьем.
Статья «Софья Ковалевская». БСЭ
Софья Ковалевская (1850–1891) — русский математик, писатель и публицист, первая женщина — член-корреспондент Петербургской академии наук (1889).
Ковалевская получила всестороннее образование и рано обнаружила незаурядные математические способности. С 1866 года в Петербурге она брала уроки математики у известного педагога Александра Страннолюбского. Доступ женщинам в Петербургский университет в то время был закрыт. В 1868 году Ковалевская, чтобы иметь возможность заняться наукой, вступила в фиктивный брак (ставший позднее фактическим) с Владимиром Ковалевским и уехала в Гейдельберг, где изучала математику.
В 1870 году Ковалевская переехала в Берлин, где четыре года работала у Карла Вейерштрасса, согласившегося давать ей частные уроки (в Берлинский университет женщины тоже не допускались). В 1874 году на основании трех работ Ковалевской, представленных Вейерштрассом, Геттингенский университет заочно присудил ей степень доктора философии.
В 1874 году Ковалевская вернулась в Россию, однако она не смогла получить место в Петербургском университете. Затем почти на 6 лет отошла от научной работы, занялась литературно-публицистической деятельностью. В 1880 году Ковалевская переехала в Москву, но в университете ей не разрешили сдавать магистерские экзамены. В 1881 году уехала в Берлин, а затем в Париж, пытаясь получить место профессора на Высших женских курсах во Франции. В ноябре 1883 года выехала в Швецию, получив приглашение шведского математика Магнуса Геста Миттаг-Леффлера занять должность приват-доцента в Стокгольмском университете, а уже через год была назначена профессором Стокгольмского университета.
В течение 8 лет прочла 12 курсов. Ковалевская была членом редколлегии шведского журнала Acta mathematica. В 1888 году ею написана работа «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки», за эту работу Парижская академия наук присудила Ковалевской премию. За вторую работу о вращении твердого тела (в следующем году) Ковалевской была присуждена премия Шведской академии наук.
Ковалевская — автор повести «Нигилистка» (1884), драмы «Борьба за счастье» (1887, совместно со шведской писательницей Анной Шарлоттой Леффлер), семейной хроники «Воспоминания детства» (1890), где она рассказывает об усадебном быте 1860-х годов, о своей сестре Анне Корвин-Круковской (по мужу Жаклар), впоследствии участнице Парижской коммуны, о Федоре Достоевском.