Кто боится Вирджинии Вульф?
Это была вторая встреча «Современника» с драматургией Эдварда Олби. Первая состоялась в 1967 году, когда театр с большим успехом поставил спектакль «Баллада о невеселом кабачке». Эту пьесу драматург написал по повести Карсон Маккалерс. Спустя почти двадцать лет американский автор вернулся на сцену «Современника», на этот раз его знаменитая пьеса, имевшая в шестидесятые оглушительный успех на Бродвее и также послужившая сценарием для фильма в Голливуде с Элизабет Тейлор в главной роли, была поставлена в Москве.
Муж и жена, Марта (Галина Волчек) и Джордж (Валентин Гафт), ведут друг с другом свою психологическую войну. Им нужны для этих жестоких игр зрители, они же — участники, таковыми и становятся, не ведая того, Хани (Марина Неелова) и Ник (Александр Кахун).
После университетской вечеринки Марта и Джордж приглашают к себе в дом молодую пару. Марта — дочь ректора, Джордж — преподает историю, но карьера его, несмотря на выгодные родственные связи, не задалась. С первой сцены ясно: Марта несчастна в браке. Помыкая мужем, требуя все время ей налить спиртного, превращая его с нескрываемым презрением в официанта, не выпуская из рук сигареты, она обзывает его свиньей, бездарностью, ничтожеством. Марта — дочь ректора, которая привыкла к привилегиям в университетском городке. Вся пластика актрисы выражает превосходство. Марта остроумна и безжалостна. Поглощая бокал за бокалом, она все больше входит в раж. Джордж не уступает ей, дерзко и столь же безжалостно обзывая ее алкоголичкой, издеваясь над ней, припоминает ее эксцентрические выходки на публике в состоянии сильного опьянения. Однако это только пролог супружеских сцен.
Марте нужны еще и зрители их семейного театра жестокости. Джорджу нужны не столько зрители, сколько участники его игры, те, кто станут жертвами, пока они вместе с Мартой будут играть сцены, погружая всех в психологический кошмар.
Раздается звонок. К ним приходят на рюмочку Ник и Хани, он — молодой амбициозный профессор биологии, она — полная противоположность Марте, послушная жена, серенькая мышка, к лицу которой прилипла угодливая улыбка. Их пригласила дочь ректора! С подобострастным видом, боязливо оступаясь, она входит в дом Марты и Джорджа, даже ни на секунду не представляя, какую ночь ей предстоит пережить.
Деторождение — одна из тем этой пьесы. Марта и Джордж объявляют, что завтра приедет их сын, потому что у него день рождения.
Джордж пеняет весь вечер Марте, что она начала разговор о сыне, однако причину того понимаешь лишь к финалу пьесы. Им в дом приносится телеграмма: как сообщает Джордж, сын погиб в автокатастрофе.
Когда Марта узнает о гибели сына, вспоминает, как она любила ребенка, как выхаживала его. Не поверить ей невозможно, настолько глубоко и вместе с тем подробно играет выдающаяся актриса эту сцену. Но окажется, что Джордж с Мартой никогда не имели детей. Они сыграли в игру, что у них есть ребенок. Играли они, судя по всему, в такой театр не раз, но в эту ночь Джордж решил «убить ребенка», наконец, он захотел убить иллюзию и заставить жить себя и Марту в реальности.
В спектакле Джордж и Марта произносят монологи, в которых продолжают оскорблять друг друга.
Гости покидают дом Марты и Джорджа лишь под утро. Они шокированы ночными событиями и уже иначе смотрят на собственные отношения.