Поклонники Тарковского в мировом кино

Вспоминаем известных современных режиссеров, на творчество которых Андрей Тарковский оказал заметное влияние.

Ларс фон Триер

Одним из известных почитателей творчества Андрея Тарковского
стал датский режиссер Ларс фон Триер. В 2012 году на аукционе «Сотбис» Триер пытался выкупить архив Тарковского, но в результате ценные бумаги ушли к руководству Ивановской области.
В своих интервью Триер не раз говорил, что восхищается талантом русского режиссера и заимствует некоторые его художественные приемы. В его фильмах можно найти и прямые, и завуалированные отсылки к работам Тарковского, а иногда даже цитаты из его картин.
Одиозного «Антихриста» Ларс фон Триер официально посвятил Андрею Тарковскому, за что был освистан на премьерном пресс-показе в Каннах
. В более поздних его картинах появилось множество аллюзий на фильмы русского режиссера. «Меланхолия» Триера и «Жертвоприношение» Тарковского, как отмечал кинокритик Антон Долин, — это фильмы об одном и том же, о внутреннем апокалипсисе. В одной из глав «Нимфоманки» на стене висит икона, которая приписывается Андрею Рублеву. У Тарковского Рублев — один из важнейших персонажей. В другой главе зрители видят левитирующую девочку: подобная картина есть в любимом фильме Ларса фон Триера — «Зеркало»
. Засохшее искалеченное дерево, герой, в задумчивости застывший среди буйной полевой растительности, пожар, который персонажи фильма наблюдают из окна дома… Эти и многие другие кадры Триер заимствовал у своего творческого кумира.

Алехандро Гонсалес Иньярриту

Мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту — еще один известный поклонник творчества Андрея Тарковского.
«Я помню сцены или моменты в фильмах, которые даже сейчас для меня остаются непонятными. Но когда я их видел, все равно чувствовал какое-то откровение. Как в случае со «Сталкером» Тарковского».
Алехандро Гонсалес Иньярриту
Оскароносный
режиссер по-прежнему остается новатором в мире кино, в том числе жанрового. Однако и в его фильмах есть отсылки к картинам Тарковского. Например, в ленте «Выживший» около дюжины визуальных цитат из фильмов русского режиссера. Они очень похожи по композиции и легко узнаваемы.

Кэри Фукунага

Отсылки к творчеству Андрея Тарковского встречаются и у американского режиссера Кэри Фукунаги. В первом сезоне популярного криминального сериала «Настоящий детектив» он использовал цитаты из фильмов старших и уже прославленных коллег-соотечественников, а также одну — и весьма очевидную — из «Иванова детства»
Тарковского.

Стивен Содерберг

Американец Стивен Содерберг известен как ниспровергатель авторитетов и мастер переделывать чужие фильмы на свой вкус. На досуге он занимается перемонтажом и сокращением разных кинохитов прошлого. Когда режиссер решил снять свою версию «Соляриса»
, он преподносил его не как ремейк, а как новую экранизацию романа Станислава Лема. Однако сходство фильмов сложно не заметить. В картине Содерберга немало сцен, дублирующих аналогичные у Тарковского. Один из самых характерных фрагментов — концовка фильма. В то время как Тарковский в финале своего «Соляриса» процитировал «Возвращение блудного сына» Рембрандта
, Содерберг — фреску «Сотворение Адама» Микеланджело
.
Кадр из художественного фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1972)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Возвращение блудного сына. Около 1666—1669. Государственный Эрмитаж
Кадр из художественного фильма Стивена Содерберга «Солярис» (2002)
Микеланджело Буонарроти. Сотворение Адама. Около 1511. Сикстинская капелла, Ватикан

Продолжатели кинотрадиций Андрея Тарковского

Из современных западных режиссеров, близких к Тарковскому по духу и отчасти по стилю, кинокритики выделяют двух: турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана и мексиканского Карлоса Рейгадаса. Оба автора не раз говорили в интервью, что их творчество испытало сильное влияние Тарковского. Для Рейгадаса наиболее характерны в этом смысле ранние работы и особенно — дебютная «Япония». У Джейлана наиболее очевидное приближение к Тарковскому критики отмечали в фильме «Времена года». В его же «Отчуждении» герой в одной из сцен включает диск с фильмом Тарковского, чтобы вынудить уйти своего родственника. Он выбирает наиболее длинные и «скучные» для сельского жителя сцены.
«Тарковский — один из моих любимых режиссеров, — рассказал Джейлан в интервью Наталье Шараповой для журнала «Сеанс» — Его ретроспективу когда-то давно, еще в конце восьмидесятых, устраивал Стамбульский кинофестиваль. Это было очень важное событие, и, как мне кажется, Тарковский оказал огромное влияние на формирование турецкой интеллектуальной элиты».
Автор: Олег Зиновьев
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна