Весна красна

Как плясали в России на Красную горку.
Евгений Щербаков. Свадьба (фрагмент). Конец 1950-х. Городской музей, Ангарск, Иркутская область
Владимир Агеев. Народный поэт Константин Иванов на празднике хоровода в 1912 году (фрагмент). 1988–1989. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Борис Кустодиев. Провинция (фрагмент). 1910. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
Старинный русский праздник Красная горка в народе известен еще и под названием Антипасха. Хотя, строго говоря, это два разных события. Антипасха — праздник церковный, в православной традиции его связывают с чудом уверования апостола Фомы. В отличие от остальных учеников Христа, Фома в воскрешение Учителя не поверил. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю», — отвечал он соратникам. И на восьмой день после Воскресения ему выпала такая возможность. Библейский сюжет о явлении Христа своим ученикам, в результате которого «Фома неверующий» все же стал верующим, вдохновлял немало иконописцев и художников.
А Красная горка — это народный праздник, день весны и любви, на который испокон веков приходилось множество свадеб, гуляний и хороводов. Наши далекие предки в начале весны, когда природа оживала, хороводили. То, что с Антипасхой они традиционно совпадают по времени, превратило Красную горку в довольно целомудренное мероприятие. Так что даже верующему человеку отмечать его не зазорно.

День ширинки раз в году

Вождение ширинки в селе Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области
Сразу уточним: ширинка — это полотенце. Хороводы с ширинками (по-местному — «карагоды») были обязательным атрибутом Красной горки в Белгородской области. Их водили только один-единственный раз в году; понятно, что процесс этот был очень торжественным и выверенным до мелочей. В стороне не оставался никто: карагод под полотенцами переплетал всю деревню, из одного края в другой.
Нести ширинки доверяли крепким мужикам (хозунам), они выбирали самые красивые полотенца, растягивали их над головами, попеременно то замыкали, то возглавляли танцевальную процессию. Полотенечное шествие тянулось с самого конца деревни до центральной улицы, где встречало такое же шествие, увлеченно танцевавшее с другого конца. Карагоды соединялись и сплетались. Чем больше было улиц в округе, тем больше витков было в орбите объединенного карагода. И тем больше ответственности возлагалось на хозунов: мало того, что они должны были быть физически выносливыми — попробуй-ка походи без устали через всю округу. Так еще им нужно было следить, чтобы рисунок карагода не нарушался и никто не уплелся куда не надо.
В общем, лучше один раз увидеть: вот так водили карагоды с ширинками в Ракитянском районе Белгородчины. Масштаб, конечно, уже не тот, но принцип пережил века.

И танки наши быстры

В Курской области в честь праздника водили танки. Тут тоже придется уточнять: танки — это особый вид хороводов; где с играми, где с особыми песнями, где и с тем, и с тем, где без того и без другого. В этой местности на Красную горку танок выстраивали по принципу игры в ручеек. Меняются пары — меняется зима на весну. Музыкальное сопровождение доверяли девкам или молодым бабам, прожившим в браке не более года. Исполняли они песню про «Таню белую». Белая — значит белокожая. Загар тогда был не то что не в моде, но и вообще считался страшным злом для девушки. А учитывая, что крестьянский солярий — в поле под палящим солнцем — белизны лицу не добавлял, нетронутая загаром кожа считалась одним из главных символов красоты.

Дать дуба

Рассказ певиц о вождении стрелы на Пасху в селе Шумиловка Климовского района Брянской области и исполнение песни «Летела стрела», звучавшей во время шествия, и песни «Синее моря береги ломя», которой «припевали» парней к девушкам
На Брянщине карагод могли устроить и на кладбище — чтоб покойным веселее лежалось. Здесь, начиная с Пасхи, любители танцевать могли и дуба дать, и утицу, и стрелу — и это всё названия хороводов. Стрелой летали брянские девки от проулка к проулку: здесь считалось, кто быстрее заведёт хоровод, та и замуж раньше выйдет. А жениха к девке «припевали»: пройдут мимо дома и споют песню с его и девичьим именем.
Дуба водили по тому же принципу, только под другую песню.
Рассказ певиц о вождении Дуба с Пасхи до Троицы в селе Лобановка Климовского района Брянской области и исполнение сопровождавшей его песни «А дуба-дуба, тетярёк трубя»

Без люлей как без пряников

Весенняя хороводная («люлеишная») песня «Собирались девки в гурьбу» в исполнении жительниц хутора Яминский Алексеевского района Волгоградской области
«Люли-люли» — без этого припева немыслима ни одна русская люлеишная песня (или по-другому «люлейка»). В нынешней Волгоградской области холить и «люлеять» весну начинали как раз на Красную горку, поэтому и сам праздник здесь тоже называли Люлейкой. Люлеишные песни не пели когда попало — это специальные песни для весенних хороводов, которые тоже называли «люлейками».
В общем, без громких люлей весна в этой местности не начиналась.
На казачьем хуторе Яминский хороводить начинали с самых крайних улиц, постепенно стягиваясь в центр. Там у дороги накрывали общий стол. Под мед, вино и закуску доходило и до люлеек.
Люлейку про бравого кавалерика особенно любила молодежь: под эту песню парень выбирал понравившуюся девушку, надевал на нее шляпу, обводил вокруг стола и дальше парочке можно было совершенно безнаказанно целоваться.
Игровая хороводная («люлеишная») песня «Кавалерик молодой» в исполнении жительниц хутора Яминский Алексеевского района Волгоградской области
Сидеть дома в этот день у молодежи было не принято. По сути, на весенних гуляньях проходил смотр всех женихов и невест села. Так что приметы сулили: кто на Красную горку не приглядит себе пару, будет век вековать с рябой женой или колченогим мужем. Потому что более завидные кандидатуры просто разберут. Существовала и еще одна примета. Говорили, что брак, заключенный в этот день, сулил крепкую и счастливую семейную жизнь.

И места этой свадьбе было мало

Те, кто пару выбрал себе еще зимой, на Красную горку женились. В пост о венчании не могло быть и речи, а потом Пасха, а потом пасхальная неделя — и вот наконец дождались. Но это уже другая история: свадебный обряд в российских деревнях одной строкой не опишешь. Целая церемония, освященная вековой традицией, растягивалась чуть не на три дня. Так что на Красную горку не скучал никто: ни женатый, ни холостой, ни старый, ни малый. Стоит помнить, что в крестьянском календаре весна — это не только время веселья, радости и обновления природы. Это еще и начало полевых работ. Так что, отдохнув и погуляв, Русь работящая принималась за дело — до следующего праздника.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна