16+

Вечер старинных русских водевилей

Драма
1978
108 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
3 части

Фильм-спектакль Театра имени Е. Вахтангова «Вечер старинных русских водевилей» был поставлен Евгением Симоновым в 1978 году. В его основу легли два водевиля: «Дайте мне старуху» Василия Савинова и «Девушка-гусар» Федора Кони.

Наследуя вахтанговскую традицию театра-праздника, Симонов в своей работе вступил на территорию императорских театров 19 века, взявшись за популярные переводные пьесы, с которыми в свое время так яро боролись прогрессивные деятели культуры, включая В. Белинского и К. Станиславского.

«Вечер старинных русских водевилей» — это своеобразное посвящение старинному жанру, легкому, театральному, чуть наивному. Действие спектакля разворачивается на подмостках аляповатого провинциального театра, оформленного позолотой, лепниной, пухлыми амурами и античными перилами, вокруг которых обвились садовые розы (Художник — Игорь Морозов).

В этом антураже разворачивается действие двух историй, рассказанных зрителям Львом Гурычем Синичкиным (Григорий Абрикосов) и его дочерью Лизой (Людмила Дребнева) — героями водевиля Александра Ленского. Трепетная пара провинциальных актеров с благоговением знакомит публику с театральной традиций русского водевиля, перечисляя своих прославленных предшественников Михаила Щепкина и Василий Живокини, специально останавливаясь на Борисе Щукине и Рубене Симонове. Синичкины выступают ведущими «концерта», на котором солируют другие герои постановки.

На подмостках весь вечер дурачатся и шалят блистательные вахтанговцы: Юрий Яковлев, Василий Лановой, Людмила Максакова, Юрий Волынцев и многие другие. На момент съемки спектакля все они находятся в прекрасной творческой форме. Видно, как получает удовольствие Юрий Яковлев, играя роль провинциального антрепренера Логина Пустернака, избегающего встречи с соблазненной когда-то девушкой. Бархатный костюм, трость, щегольские усы, как напоминание о бурной гусарской юности — его Пустернак — это пародия на его же Стиву Облонского. Постаревший волокита ищет актрису на роль старухи, а попутно распевает незамысловатые куплеты, вроде: «Мне мгновенья — наслажденья, остальное — трын-трава».

Роль Прасковьи Петровны Клеткиной — бенефисная роль, словно специально созданная для Людмилы Максаковой. Актриса перевоплощается сразу в несколько образов: сначала с азартом играет потешную шамкающую старуху, потом — немку-гувернантку, нанимающуюся к Пустернаку в актрисы. Очаровывая бывшего любовника, она исполняет цыганский танец, который тут же сменяется французским канканом. Затем она вовлекает Пустернака в новую игру и тот вместе с ней совершает балетные па в наивной пасторали.

В результате, антрепренер не только находит блестящую актрису, но и бывшую возлюбленную.

Второй водевиль постановки «Девушка-гусар» Федора Кони так же не отличает сложность сюжета и проработанность образов.

«Девушка-гусар» — это бесхитростная история про капитана Роланда, который отдал на воспитание спасенного во время войны ребенка, не разобравшись — мальчик это или девочка. Выходя в отставку, вояка надеется увидеть сына, но вместо наследника его ждет переодетая в гусарский мундир красавица девица.

В постановке Симонова роль бравого капитана играет Василий Лановой, всю жизнь специализирующийся на ролях людей из военного сословия. Военная выправка, страстность и отвага — привычные черты героев Ланового в «Девушке-гусаре» дополняются актерским хулиганством, импровизацией и иронией. Лановой в роли Роланда неожиданно преображается в прекрасного водевильного актера. Он поет, прекрасно танцует, он легок и изящен.

Основным партнером Ланового выступает Юрий Волынцев, который вкусно играет трусоватого воспитателя Карла Лермана. Любопытна работа двух молодых героинь, актрис Ирины Калистратовы и Ольге Гаврилюк, которые преданно служат Вахтанговскому театру по сей день. Музыкальные, живые и пластичные они с особым азартом закручивают интригу сюжета. Как и положено французской комедии, водевиль «Девушка-гусар» завершается двумя свадьбами.
А сам спектакль — душевным пением Синичкина и Лизы, которые признаются в любви Его Величеству театру. Популярный в 19 веке жанр водевиля, соединяющий в себе спектакль и оперетту, любим актерами и публикой до сих пор.

Несмотря на свой простой сюжет близкий к комедии положений, непритязательные диалоги, крупную актерскую игру — он отсылает нас к площадному народному театру, комедии масок, доступной для простого зрителя, но неизменно требующий виртуозности от исполнителя. Наследуя традиции «Принцессы Турандот», театр имени Вахтангова в постановке «Вечер старинных русских водевилей» бросает вызов русской психологической школе и театральной рутине. Используя привычный инструментарий школы представления, играючи, выдающиеся мастера в этот вечер надевают маски плохих провинциальных актеров и разыгрывают истории «на театре», снимая шляпу перед старомодной традицией и вспоминая своих именитых предшественников.

В ролях: Юрий Яковлев, Василий Лановой, Людмила Максакова, Григорий Абрикосов, Юрий Волынцев, Эрнст Зорин, Евгений Шершнев, Людмила Дребнёва, Ирина Калистратова, Ольга Гаврилюк и другие
Режиссер: Евгений Симонов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна