Земляничная поляна
В 1941 году Ингмар Бергман получил работу редактора сценариев. Чуть позже он принялся сочинять сам. Так появился сценарий под названием «Травля», экранизированный Альфом Шёбергом в 1944 году. В дальнейшем Бергман не только сам писал сценарии, но и стал снимать по ним фильмы. Мировое признание ему принесли картины «Седьмая печать», «Причастие», «Фанни и Александр», «Осенняя соната», «Молчание». И, конечно, «Земляничная поляна».
Smultronstället переводится со шведского как земляничное место. Однако есть у него и другие значения. Иногда фразеологизм используется для обозначения заветного уголка, с которым связаны лучшие воспоминания. А на жаргоне так называют психиатрические клиники. Все эти смыслы не только отлично знал, но учел и использовал великий шведский режиссер, когда снимал свой фильм.
Старый профессор Исаак Борг (Виктор Шёстрём) готовится к чествованию: медицинское сообщество готово признать его заслуги. Его ждут 1 июня в Лунде — городке на юге Швеции. Туда можно добраться самолетом или на поезде. Но профессор Исаак, пробудившись от странного, даже страшного сна, решает, прихватив невестку Марианну (Ингрид Тулин), поехать на машине. Тем более что время позволяет ему этот неожиданный, нелепый, нелогичный каприз. Однако шоссе, ведущее в Лунд, становится одновременно дорогой в прошлое. В воспоминания — горькие, обидные, а порой самые светлые, прекрасные. Все зависит от того, что захочет увидеть, почувствовать сердце Борга. Неслучайно основная линия истории — примирение, прощение. Прощение близких, дальних, буквально первых встречных. Но вершиной этого умения по Бергману становится возможность простить самого себя.
Стоит отметить, что в фильме играют любимые и постоянные актеры Бергмана Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд и Биби Андерссон. В небольшой, незначительной роли появляется молодой Макс фон Сюдов.
На первый взгляд, «Земляничная поляна» начинается как мистический триллер. Однако впечатление обманчиво. Бергман вообще мастер смешения жанров и стилей. Драма мгновенно перерастает в детектив, триллер — в черную комедию. А все потому, что не следование условностям важно режиссеру, ему интересно наблюдать за его героем, попавшим в ловушку времени.
Кстати, к такому понятию, как время, Бергман относится весьма скрупулезно. Ошибаются те, кому кажется, что оно остановилось для режиссера. Если внимательно наблюдать за событиями, становится понятно, что они происходят точно в назначенный час. Порой важны даже минуты. Режиссер будто отдает тем самым дань Льюису Кэрроллу и его «Алисе в Стране чудес», обыгрывая на свой лад, перекатывая в ладонях часы Белого Кролика, оставшиеся, правда, уже без стрелок.
«Земляничная поляна» удостоилась официального признания. На Берлинском фестивале 1959 года картина была признана лучшей и отмечена призом «Золотой медведь», а также премией ФИПРЕССИ. На Венецианском фестивале итальянские критики отдали ей свою награду. А на церемонии «Золотой глобус» 1960 года картина Ингмара Бергмана стала лучшей в номинации иностранные фильмы.