Месть кинематографического оператора
История создания фильма
Мультфильм — это всегда волшебство. Это всегда прикосновение к чуду. Но все-таки чаще всего над 10-минутным мультфильмом работает целая команда. «Месть кинематографического оператора» — это фильм одного человека. Владислав Старевич — первый кинорежиссер, который стал создавать сюжетные кукольные мультфильмы для взрослых.
Родившийся в Российской империи, переживший крушение идеалов, эмиграцию, похороненный в чужой земле, Старевич тем не менее стал одним из основоположников и новаторов отечественной и зарубежной анимации. «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — говорил про него Уолт Дисней. И он был прав.
Мультипликационный фильм «Месть кинематографического оператора» был выпущен в 1912 году торговым домом Ханжонкова, который на тот момент являлся ведущей киностудией страны. Жанр этого странного мультфильма, в котором главные роли были отведены куклам-насекомым, можно определить как салонную мелодраму. В несложном сюжете переплетаются пошлые страсти с настоящим страданием, искренние переживания с картинными эмоциями, и все это гиперболизировано, приправлено моралью и подано зрителю как глубокая и острая пародия на человеческие отношения.
Обычная история — супружеская измена. Как себя повести? Как разрешать сложные противоречия долга и чувства? Как оставаться в этом людьми? Все эти вопросы ставит перед зрителями режиссер, по большому счету не ожидая никакого ответа, но сам сюжет и то, как этот сюжет подан, звучит как призыв к порядочности и человечности.
Особенности картины
Мультфильм был сделан как немое кино, поэтому его демонстрация сопровождалась игрой тапера, как было принято в то время. Между тем, отличительной чертой этой ленты, как и многих других пародийных лент Старевича, были сами куклы, снятые на пленке. Они были изготовлены из проволоки и гуттаперчи, с ботанической точностью срисованы с живой природы. Более того, для создания некоторых элементов режиссер использовал части настоящих насекомых, засушенных и подготовленных специальным образом.
При создании кукол Владислав Старевич обращался к своим друзьям-энтомологам, один из которых впоследствии вспоминал: «Я не знал, на что смотреть и чему удивляться… На огромном рабочем столе лежала распластанная стрекоза. Больше всего меня поразило то, что рядом с ней лежал дубликат такой же стрекозы, сделанный в тех же размерах из различных материалов, главным образом из тонкой резины».
Обращение к жизни живой природы и проецирование этой жизни на человеческие отношения — не такая уж и редкая вещь, многократно воплощенная в русской литературе. Но увлекательная манера излагать материал и поразительная живость сюжета делает мультфильм «Месть кинематографического оператора» самым настоящим шедевром.
Лекция о фильме «Месть кинематографического оператора»
Лекторы: кинокритик Наталья Яковлева, киновед Сергей Капков.