Игра без правил
По мотивам одноименному произведению Льва Шейнина.
Интрига героико-приключенческого политического фильма начинается в ресторане. Американский майор Керн (Юрий Саранцев) под песню «Катюша» с шутками угощает двух майоров советской армии. Подобное братание вполне естественно для того времени. Германия подписала пакт о капитуляции, на фронтах бои завершены, но Вторая мировая война не совсем еще завершена. Германию союзники поделили на части и теперь в каждой зоне ответственности вместе с кадровыми военными трудятся офицеры спецслужб.
Основная интрига происходит на фоне милых бытовых зарисовок из уже мирной жизни.
У всех союзников свои интересы. Американцы в ряды пленных пытаются внедрять своих шпионов, задача советских чекистов — не допускать, чтобы вместе с жертвами фашистов, в СССР проникли и враги. Слежка, вербовка, внедрение, подмены и «игры в поддавки»… Полковник американской контрразведки Джеймс Грейвуд (Всеволод Якут) может стать «иранским ученым Али Хаджаром»…
И так, американская разведка узнает, что в их зоне находится дочь коменданта.
Сергея Петровича Леонтьева (Аркадий Толбузин) одного из городов Восточной Германии Наташа Леонтьева (Ольга Амалина). А брат того коменданта работает конструктором ракетной техники. Американцы планируют многоходовую операцию, но советская разведка тоже не дремлет. Для ответных действий Москва в Германию направляет полковника особого отдела Григория Ефимовича Ларцева (Михаил Кузнецов) …
В детективную историю, выдержанную в рамках цензуры того времени, авторы, тем не менее, смогли хоть пунктирно, но коснуться и исторической правды.
Потому так впечатляют последние кадры возвращения людей из лагеря в СССР. Зритель уже сам может вспомнить факты из архивных документов и представить их дальнейшие испытания.
Особенности съемок
— Сценарист — Лев Романович Шейнин (25.03.1906 — 11.05.1967)
— С 1919 работал следователем.
— В 1935—1950 исполнял обязанности начальника следственного отдела Прокуратуры СССР. — Литературную деятельность начал в 1928 году, опубликовал в журнале «Суд идет!» свой первый рассказ «Карьера Кирилла Лавриненко».
— В 1945–1946 годах Шейнин участвовал в работе Нюрнбергского трибунала.
— В 1949 году был освобождён от должности без объяснения причин.
— Сталинская премия первой степени (1949) — за сценарий фильма «Встреча на Эльбе».
— Шеин (под фамилией Штерн) стал персонажем романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» (в 1964 году и законченный в 1975 году).
Народный артист РСФСР, режиссер Ярополк Леонидович Лапшин.
— Родился 28 сентября 1920 года в Новомосковске, Екатеринославская губерния, Украинская ССР (ныне Днепропетровская область).
— Ученик Льва Кулешова (режиссерский факультет ВГИКа окончил в 1944)
В 1944 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Л.В. Кулешова).
— На Свердловской киностудии снял десятки игровых, документальных, научно-популярных и учебных фильмов. «Угрюм-река» (1968), «Приваловские миллионы» (1972), «Демидовы» (1983), «Я объявляю вам войну» (1990), «Любовь по заказу» (1992).
Композитор Леонид Викторович Афанасьев (20.08.1921 — 5.10.1995).
— В 1940 году окончил Чкаловское военно-авиационное училище (ВАУ).
— В 1943–1945 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был командиром эскадрильи. Совершил 116 боевых вылетов, был тяжело ранен.
— В 1946–1951 годах учился в Алма-Атинской консерватории (класс Е. Г. Брусиловского), в 1951–1952 годах — в аспирантуре МГК имени П.И. Чайковского. Сотрудничал со Свердловской киностудией.
— Автор многих песен, в том числе «Гляжу в озёра синие» на стихи Игоря Шаферана (телефильм «Тени исчезают в полдень»)
Критика
Михаил Трофименков о Ярополке Лапишине: «Его кино, что называется, снискало любовь народную. В первую очередь сказанное относится к созданным им экранизациям — степенной телевизионной драме «Угрюм — река» в четырех неторопливых сериях-актах и костюмированным «Приваловским миллионам», в меньшей степени — к советскому байопику «Демидовы». Плотная, многослойная и прописанная драматургическая основа позволяла Ярополку Лапшину разрабатывать различные (мелодраматическую, криминальную etc.) составляющие сюжетов, осваивать сферу исторического бытописания, делая ставку на психологическую достоверность манеры исполнителей, выбранных со знанием дела, точно.
Наступление новых времен, отменивших «середняка» в качестве опоры кинематографии, не смутило Я. Л.: он спокойно вернулся к тому, с чего, собственно говоря, и начинал режиссерскую карьеру, когда в 1965 году поставил чекистский детектив «Игра без прави» по пьесе Льва Шейнина — зеркальный двойник американских B-movies времен «холодной войны».
(Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. II. СПб, “Сеанс”, 2001)