Дорога
Бродячий циркач Дзампано покупает себе в помощницы девушку Джельсомину, заплатив ее матери 10 тысяч лир. В ее обязанности входит играть на барабане и трубе, а также объявлять трюки своего хозяина. Искренняя, простодушная и глуповатая Джельсомина привязывается к мрачному и грубому Дзампано, который обращается с ней, как со своей собственностью, а за неповиновение — бьет. Она даже влюбляется в него, а он пристает к другим женщинам, совершенно не стесняясь своей спутницы. В бродячем цирке они встречают канатоходца Матто. Смелый и независимый, он не боится Дзампано и пытается убедить Джельсомину бросить своего мучителя.
Этот странный треугольник обещает трагическую развязку.
«Дорога» — первая крупная самостоятельная работа Феллини, до этого он работал как сценарист фильмов Р. Росселини и снял три картины как режиссер. Эстетика неореализма, безусловно, оказала виляние на становление творчества Феллини-режиссера, но уже в этой работе он начинает отходить от неореализма, постепенно вырабатывая свой, ни на кого не похожий киноязык. В картине еще много натурных съемок и действие развивается в реалистическом ключе, но в целом она аллегорична, что будет свойственно последующим фильмам режиссера.
Феллини исследует внутренний мир героев, но в то же время поднимает и острые социальные проблемы. Его Дзампано — персонаж самый загадочный и трагичный в фильме. Он груб, жесток и силен, но в итоге это оказывается то ли маской, которой он защищается от мира, то ли ненамеренным самообманом. Скорее всего, он был бы таким же при любых обстоятельствах. Рыдающий Дзампано, обнаруживший в себе душу, — одна из сильнейших сцен фильма. Не менее важен образ Джельсомины, безответно влюбленной в своего мучителя. «Она немного не в себе», как говорит о ней мать, но ее сердце способно любить и прощать.
С картины «Дорога» началась большая международная слава Федерико Феллини, однако когда в 1949 году он написал сценарий фильма, то несколько лет не мог найти на него деньги. Съемки начались только в 1953 году. На роль Дзампано был приглашен американский актер Энтони Куинн (его пришлось дублировать на итальянский), а Джельсомину сыграла жена Феллини Джульетта Мазина, которую эта роль также сделала звездой.
Композитор фильма — постоянный автор музыки к картинам Феллини Нино Рота.
На Венецианском кинофестивале 1954 года Феллини получил за «Дорогу» «Серебряного льва», а в 1957 году — «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм».