Отрывок из книги Сергея Кудрявцева «3500 кинорецензий»:
Есть такой замечательный и многим кинопрофессионалам даже неведомый показатель успеха, как количество зрителей на одну копию фильма. Режиссеры нередко любят распространять легенды о том, что их ленты не стали популярными только из-за малого тиража, назначенного недовольными чиновниками. Но лишь показатель на копию на самом деле свидетельствует, был ли искусственно занижен тираж, что как раз и могло существенно повлиять на общие сборы картины в прокате. Так вот, по этому коэффициенту (61,1 тысяча зрителей посмотрели каждую копию) «Школьный вальс» занимает четвертое место за всю историю советской киностатистики, пропустив вперед фильмы «Пираты XX века», «Мачеха» и «Песни моря», причем имея по сравнению с ними самый малый тираж и тем не менее умудрившись почти достичь двадцатимиллионного рубежа посещаемости. То есть при благоприятствующем отношении начальства он был бы способен стать для второй половины 70-х годов таким же чемпионом возмутителем покоя, как и «Маленькая Вера», тоже снятая на студии имени Горького, только через 10 лет.
К сожалению, и критики отнеслись к молодежной мелодраме Павла Любимова (на его счету уже был в 1966 году кассовый хит «Женщины») о раннем опыте любви школьницы почему-то с пренебрежением и без того дискуссионного пыла, с которым встретили «А если это любовь?» Юлия Райзмана в самом начале шестидесятых. «Маленькая Зося» Елены Цыплаковой из «Школьного вальса», которая полюбила одноклассника и решила родить ребенка даже после того, как возлюбленный попросту предал, узнав о ее беременности, еще не такая вызывающая и бескомпромиссная натура, как героиня Натальи Негоды, но уже не желающая быть просто жертвой сплетен и горестных историй на тему «Маруся отравилась».
Юная мать-одиночка, которая начинает самостоятельную жизнь вне одновременно распавшейся семьи своих родителей, во всем полагаясь только на себя и ни в коем случае на общество, это словно женский персонаж знаменитой «Третьей Мещанской» Абрама Роома в новейших условиях так и не построенного социализма. А через семь лет Цыплакова сыграет иной вариант похожей судьбы в тоже недооцененной ленте «Счастливая, Женька!». У наших девушек и женщин одна извечная надежда лишь на бабье лето.
Лекция о фильме «Школьный вальс»
Лектор: Александр Шпагин.