0+

2001 год: Космическая одиссея

Фантастика
1968
146 мин
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Существует легенда, что Стэнли Кубрик хотел застраховать «Космическую Одиссею» на случай, если инопланетный разум установит контакт с человечеством прежде, чем будет завершена работа над фильмом. А сцена приземления на Луну из первой половины картины казалась настолько реалистичной, что многие до сих пор верят: Нил Армстронг не летал на Луну, а только снялся в постановке полета. И снимал его Кубрик.

Сюжет «Одиссеи» посвящен путешествию космического корабля на Юпитер. На планете обнаружен таинственный черный монолит, источник невероятной энергии: миллионы лет назад подобный артефакт научил приматов пользоваться орудиями труда, запустив процесс эволюции человека. Какие новые открытия таит в себе черный камень? Чтобы узнать это, астронавтам нужно сперва добраться до Юпитера. Между тем у суперкомпьютера HAL 9000 сложилось собственное мнение как о целях экспедиции, так и о допустимых потерях в личном составе.

К написанию сценария Кубрик привлек одного из популярнейших фантастов того времени Артура Чарльза Кларка. Главную задачу авторы видели в том, чтобы поставить в фильме как можно больше вопросов и дать на них как можно меньше ответов (ради этого Кубрик выбросил из итоговой версии картины целых 19 минут).

Режиссер стремился добиться невероятной реалистичности. В работе над интерьером космического корабля, как и в разработке отдельных технологических узлов, принимали участие специалисты NASA. А сложные комбинированные съемки, имитировавшие межзвездный полет, до сих пор считаются непревзойденными по качеству. Работа над фильмом заняла около четырех лет.

Поначалу зрители приняли «Одиссею» довольно прохладно. И немудрено: первое слово в фильме звучит через двадцать минут после начала, десять минут из них занимает та самая сцена посадки на Луну — без единого звука, только музыка Чайковского. Финал картины тоже абсолютно бессловесен — одно причудливое видение сменяет другое, в итоге оставляя зрителя перед очередной загадкой без решения. Но публике, похоже, понравилось удивляться и недоумевать: «Одиссея» стала сначала одним из самых обсуждаемых, а потом и одним из самых успешных релизов года (картину посмотрели около 40 млн человек).

Из наград Кубрик получил «Оскар» только за спецэффекты (единственный в карьере режиссера). Зато в 1991 году фильм будет внесен в Национальный реестр США, а Американский институт кино назовет «Одиссею» лучшей научно-фантастической картиной в истории Голливуда. В этом рейтинге Кубрик обошел свой же «Заводной апельсин».

За последующие десятилетия космическую тематику в кино много раз переосмысливали, скрещивая с героическим эпосом («Звездные войны» Джорджа Лукаса), семейным фильмом («Инопланетянин» Стивена Спилберга), экшен («Армагеддон» Майкла Бэя), фильмом ужасов («Чужой» Ридли Скотта). Но «Одиссея» по-прежнему остается уникальной в своем роде. Многие детали в фильме — от кабельного телевидения до айпадов — со временем перешли из области фантастики в область повседневности и быта. А взбунтовавшийся против своих создателей HAL 9000 стал идейным вдохновителем всех будущих скайнетов, альтронов и агентов Смитов. Даже в новом «Интерстелларе» Кристофер Нолан отдал дань уважения опус-магнум Кубрика: саркастический робот TARS — этакий положительный антипод своего излишне рационального прародителя.

«Космическая Одиссея» по праву считается величайшим творением в выдающейся фильмографии Кубрика. Образчик жанра научной фантастики. Космическая опера. Философский трактат о природе человека и его месте во Вселенной. Технологическое чудо, благодаря которому кинематограф совершил прорыв на несколько световых лет вперед.


Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд, Маргарет Тайзэк, Дуглас Рэйн, Шон Битти и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна