Руслан и Людмила
В двухсерийной картине по мотивам одноименной пушкинской поэмы Александр Птушко снова использовал уникальные для советского кинематографа комбинированные съемки и каскадерские трюки, которые превратили ленту из экранизированной былины в настоящий сказочный блокбастер. Чего стоят только летающий карлик Черномор и говорящая голова великана!
Главный герой — богатырь Руслан (его сыграл зять режиссера, актер Валерий Козинец, а озвучил роль Феликс Яворский). Он отправляется на поиски похищенной невесты Людмилы (Наталья Петрова, дубляж — Нина Гуляева).
Жениха ждут приключения — не просто опасные, но порой смертельные: встреча с колдуном Черномором, ведьмой Наиной и другой нечистью. Даже у самого Пушкина мистические события, описанные в киносказке Птушко, не отличались таким размахом. Масштаб массовых сцен в фильме сразил неизбалованного советского зрителя наповал. «Руслана и Людмилу» снимали в городе Александрове, под Ярославлем. В 1970 году на территории Александровского кремля, близлежащих деревень Степково и Наумово, а также на берегу Дичковского озера выстроили древний город в натуральную величину. Для местных, как они потом рассказывали в интервью, съемки стали самым запоминающимся событием за все время жизни в Александрове. «Места под Александровом исконно русские, рассказывал Птушко во время работы над сказкой. Нас устраивает и здешний рельеф, дающий большой простор для камеры!»
Кстати, актерами массовых сцен, на которых держится минимум треть фильма, и стали местные жители — случайные свидетели захватывающего съемочного процесса. Тем, кто умел держаться в седле, платили пять рублей в день, тем, кто участвовал в пешеходных эпизодах — три рубля. И в том и в другом случае приличные для начала 70-х деньги.
Александр Птушко лично следил за постройкой декораций и корректировал их установку. Монтаж и работу операторов-постановщиков режиссер контролировал тоже сам. Например, он предложил «метод блуждающей маски». Это определенный вид съемки, при котором изображение сцены с участием актеров накладывается на фон, отснятый в другое время и в другом месте. В этом случае сцену снимают на черном фоне, а затем силуэтную картинку используют в качестве подвижной, «блуждающей» маски. С такой же легкостью стены Александровского кремля превращались в фильме в стены Киевского собора.
Несмотря на десятки технических нововведений, позволивших Птушко достоверно показать Киевскую Русь, не обошлось без киноляпов. Например, в некоторых кадрах хорошо видны и высоковольтные провода, и строительный столб очевидно советского производства.
В 1976 году сказка получила специальную премию жюри на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в итальянском городе Салерно. Радость престижного приза разделили далеко не все участники съемочного процесса. Например, титулованного певца Муслима Магомаева, исполнившего одну из главных песен в «Руслане и Людмиле», по ошибке не указали в титрах.